Медики вышли из подчинения тюремного начальства…

Медики вышли из подчинения тюремного начальства…

599

В нашумевшем в свое время сериале "Зона" тюремная докторица, находясь в непосредственном подчинении начальника тюрьмы, была вынуждена скрывать случаи избиений сидельцев надзирателями. В то же время лепила (врач на блатном жаргоне) на свои деньги покупала необходимые таблетки болеющим заключенным, поскольку запас лекарств в медпункте был, мягко говоря, бедным.

Травмы уже не утаишь

И вот то, о чем так много и долго говорили правозащитники, свершилось. Теперь обитателям зоны поправляют здоровье лекари, независимые от тюремной администрации. Такое положение заработало с января этого года. В соответствии с приказом ФСИН России от 29.05.2013 № 276 медицинская служба выделена из состава структурных подразделений ГУФСИН России по Нижегородской области. Так, в ИК № 2, 5, 9, 11, 16, 18, 20, а также в СИЗО-2 и СИЗО-3 и Арзамасской воспитательной колонии меддеятельность осуществляют филиалы ФКУЗ МСЧ-52 ФСИН России. И как уже показали проверки Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, это коренным образом изменило организацию работы в данной сфере.
- В 2014 году в результате реорганизации медслужбы появилась реальная независимость медперсонала по поводу помещения лица, заключенного под стражу, или осужденного в стационар, направления в лечебно-профилактическое учреждение, освобождения от работ, а также, что наиболее важно, при регистрации в документах сведений о телесных повреждениях, - констатирует Нижегородский прокурор по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Юрий Чернов.
Для лечения граждан, оказавшихся по приговорам судов в колониях или находящихся под следствием, сейчас используются возможности государственной и муниципальной систем здравоохранения. За два первых месяца здесь оказали помощь 82 заключенным.
Однако прокурор считает, что в то же время наметилось ослабление контроля за регистрационной дисциплиной медработников. В результате чего выявлены многочисленные случаи, когда сведения об обнаружении телесных повреждений отражаются в документации, но до сотрудников учреждений уголовно-исполнительной системы своевременно не доводятся. В результате чего обстоятельства получения травм остаются невыясненными. 
Кроме того, по словам Юрия Чернова, оснащение и состояние помещений ряда медицинских частей не во всех случаях соответствует установленным требованиям. В апреле соответствующее представление об устраненнии нарушений прокуратура внесла начальнику МСЧ-52 ФСИН России. В настоящее время представление находится на рассмотрении.

Врачи по вызову

Новый порядок медобслуживания заключенных введен, но нюансы досконально все же не продуманы. Так, в январе этого года умер осужденный колонии ИК-5 (Канавинский район Нижнего Новгорода) 1962 года рождения. Он страдал заболеванием сердечно-сосудистой системы. Внезапно мужчине стало плохо, и дежурная медсестра приняла решение о вызове бригады скорой помощи. Прибывшие врачи провели реанимационные мероприятия, но они, к сожалению, не дали результата. 
- Начальник колонии уже не может повлиять на своих медработников, и в случае экстренной необходимости, как правило, привлекаются специалисты государственной или муниципальной системы здравоохранения, - поясняет заместитель прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Пресняков. - Вызывают скорую помощь, обеспечивают охрану и конвоируют человека в медучреждение. В наших колониях остроты эта проблема пока не получила. Но в последнее время участились нарушения другого плана. Прокуратурой неоднократно выявлялись факты того, что медработники отказываются ежедневно посещать штрафной изолятор. К счастью, пока к каким-то серьезным проблемам это не приводило. Что касается случая в ИК-5, то раньше в этой колонии располагалась ведомственная областная больница. Соответственно были дежурные медики, палата интенсивной терапии и хирургия. Теперь больница временно размещена на территории СИЗО-1, а в ИК-5 имеется медчасть, так же как и в большинстве других колоний.
Если говорить про другие учреждения, которые находятся не в городе, а на селе, то там дежурство медработники несут на дому. При необходимости их вызывают по сотовому телефону. 
Кстати, новая система высветила и кадровую проблему. Зарплата неаттестованных медработников, то есть тех, кто не имеет специального звания, составляет 10 - 12 тысяч рублей. И под действие программ поддержки молодых специалистов медики колоний не попадают. Поэтому зачастую в колонии идут работать пенсионеры, а также те, кто совмещает несколько рабочих мест. Поэтому выходить на дежурство в колонии им не хочется.

Ольга МАКАРОВА. 

http://www.nnews.nnov.ru/news/2014/05/16/18416