В защиту осужденных мусульман ФКУ ИК-13 УФСИН РФ по Хабаровскому краю

В защиту осужденных мусульман ФКУ ИК-13 УФСИН РФ по Хабаровскому краю

717

Исх. № ЛР-1526-14 от 30.12.2014

Уполномоченному по правам человека в Хабаровском крае 
Березуцкому Юрию Николаевичу 

Уважаемый Юрий Николаевич! 

В мой адрес поступили Ваши ответы от 14.10.2014, 30.10.2014, по результатам проверки обращения в интересах осужденных Вараева Т.В., Махмудова Ю.У. и Юпаева М.Х. 

Выражаю сожаление, что по причине удаленности учреждения ИК-14, сотрудникам Аппарата Уполномоченного не представилось возможным, до момента дачи ответов, встретиться с самими заявителями жалоб на унижающее их обращение - Вараевым и Махмудовым. 

Тем не менее, нарушения их прав, о которых шла речь в предыдущем обращении, имели место в ИК-13, расположенной в Хабаровском районе, с. Заозерное, более доступном для непосредственного изучения доводов жалоб. Именно в этом исправительном учреждении, согласно пояснений осужденных, в отношении них фальсифицируются взыскания за нарушения режима содержания в ИУ, и по наложении трех взысканий за однотипные нарушения в течение очень короткого периода времени, осужденные, как злостные нарушители режима, переводятся в ЕПКТ учреждения ИК-14. Это происходит не в первый раз. 

Последняя цепочка подобных событий имела место летом 2014 года, поэтому, возможно изучить обстоятельства фабрикации нарушений режима содержания осужденными, как они их изложили. 

Так, например, ос. Вараев пояснил, что первое взыскание получил за нарушение формы одежды. Он был в спортивном костюме и занимался физическими упражнениями, когда сотрудник колонии попросил его срочно пройти к психологу колонии. Вараеву не было предложено переодеть одежду, также 

ему не было предоставлено время для переодевания, к психологу Вараев проследовал в сопровождении сотрудника учреждения, а не самостоятельно. 

Далее, два других взыскания в отношении него наложены за сон в дневное время на спальном месте, тогда как, по утверждениям осужденного, спальня его отряда в дневное время была отгорожена от остальной площади отряда металлической решеткой, отпираемой только дежурным по отряду и не для сна осужденных в дневное время. 

Ос. Махмудов получал взыскание за нахождение на спальном месте после подъема, однако, по его утверждениям, он в течение нескольких лет встает задолго до подъема для молитвы, о чем знают все окружающие. 

Мне удалось ознакомиться с доводами письменных жалоб осужденных в органы прокуратуры, а также ответами Хабаровского прокурора по надзору за соблюдением законов в ИУ, на жалобы осужденного Вараева и Махмудова, а также адвоката Вараева - Гаранина Д.В, ответами руководства ИК-13 и УФСИН России по Хабаровскому краю на жалобы родственников Махмудова - Махмудовой Т.У., Сухенко З.И. от 30.07.2014, 18.08.2014, 21.08.2014, 22.08.2014, 23.09.2014. 

Отмечу, что мое обращение в интересах означенных осужденных, было передано из Прокуратуры Хабаровского края с поручением проверки, тому же Хабаровскому прокурору, но никаких ответов либо решений Хабаровского прокурора я до настоящего момента не получил. 

Что касается ответов прокуратуры, полученных ос. Вараевым и Махмудовым, адвокатом Гараниным, то в них нет никаких сведений о наличии либо отсутствии решетки в спальне отряда Вараева; об опросе дежурного по отряду; об опросе психолога колонии и сотрудника, который проводил Вараева к ней; об опросе очевидцев утренних молитв Махмудова о времени их совершения последним. 

Более того, из письменных жалоб осужденных следует, что в ходе проведения прокурорской проверки, сотрудниками прокуратуры были опрошены очевидцы голодовки Вараева, Махмудова и Юпаева - это осужденные Мозалев П.В. и Черский А. 

Однако, ни в одном их ответов Хабаровского прокурора о полученной от этих лиц информации, нет ни слова. 

Убежден, что заключение прокуратуры, полученное Вами - целиком аналогично ответам прокуратуры, которые получили сами осужденные и лица, обратившиеся в их защиту. Кроме констатации количества наложенных взысканий и указаний, за какие проступки они наложены - в этих ответах нет ничего, что указывало бы на достоверность (истинность) обстоятельств, при которых сотрудники ИК-13 фиксировали якобы совершенные осужденными дисциплинарные проступки. Истинность этих обстоятельств невозможно проверить по документам личного дела осужденного, так как в деле, кроме формальных рапортов дежурной смены, ничего другого нет. Объективная проверка может быть только непосредственной, на месте. Из ответов же, полученных осужденными, следует, что прокурорская проверка проводилась только по материалам личных дел осужденных. В ответе , данном Махмудову, вообще наличествуют только даты наложения взыскания и на доводы жалобы ответом является одна и та же фраза «по результатам проверки Ваши доводы признаны необоснованными», без всякой мотивировки - когда проведена проверки, какие сведения получены, как эти сведения оценены и почему результат оценки всех фактов опровергает доводы жалобы Махмудова.

В изученных мною ответах прокуратуры, полученных ос. Вараевым, имеется ссылка на тот факт, что из числа лиц исламского вероисповедания, значительному числу лиц было предоставлено облегчение режима отбывания наказания за хорошее поведение. Этим Хабаровская прокуратура опровергает доводы заявителя о том, что в ИК-13 имеет место преследование по религиозному признаку. 

Однако, мною еще в первоначальном обращении в интересах Вараева, Махмудова и Юпаева, обращалось внимание на то, что данные осужденные не только исповедуют ислам. Они - выходцы из Северного Кавказа, а осуждены по статьям 209, 209 и 205 УК РФ соответственно. Иными словами, как поясняли заявители, сотрудники ИК-13 называли их «бородатыми террористами» и именно поэтому 

отношение к данным осужденным было предвзятым. Более того, осужденные свидетельствовали, что к заключенным, подобным именно им, и имеется «особое отношение» сотрудников ИК-13. 

Таким образом, речь идет не только о дискриминации по религиозному признаку, но и дискриминации ввиду происхождения и по социальному признаку - по статье УК. 

Большой интерес представляет собой ответ врио УФСИН России по Хабаровскому краю от 21.08.2014 на жалобу Махмудовой Т.У. в интересах Махмудова Ю.У. Первым возражением на доводы жалобы о дискриминации близкого человека, руководство колонии сообщает, что «в складывающейся нормальной и стабильной обстановке среди осужденных учреждения, недопустимо воздействие радикальных и религиозно-экстремистских течений». Далее, указанное должностное лицо утверждает, что Махмудов «исповедует ваххабизм, по прибытии в учреждение сразу примкнул к категории осужденных, отрицательно настроенных к администрации, на всем протяжении отбывания наказания оказывал явное противодействие администрации, при этом идеализируя свои действия среди других осужденных». 

Таким образом, наиболее остро сотрудники УФСИН реагирует на вопрос вероисповедания Махмудова, причем, совершенно неочевидно, что Махмудов исповедует именно ваххабизм и радикально воздействует на кого-либо (никакие факты не упомянуты). Неясно, в чем заключается явное противодействие администрации, если среди нарушений в основном фигурируют такие, как несвоевременный подъем и нарушение формы одежды. Также непонятно, какова природа и численность целой категории «отрицательно настроенных к администрации осужденных», если в учреждении складывается «нормальная и стабильная обстановка». И наконец, каким образом Махмудов сумел стать подобным возмутителем спокойствия «на всем протяжении отбывания наказания», если в ИК-13 он пребывал в отряде 1-2 месяца, а остальное время - в ШИЗО, ПКТ, и по году - в ЕПКТ другой колонии ИК-14, в течение 8 (!) лет.Так, за весь период 2014 года, Махмудов Ю.У. пробыл среди обычного контингента осужденных колонии с мая по середину июля. 

Повторюсь, что Махмудов и Вараев были сурово наказаны за преступления, приговорены к длительному лишению свободы в колонии строгого режима. Однако, вид режима предполагал проживание в социуме общежитий, в почти постоянном доступе к свежему воздуху и в бОльшем сохранении социальных связей. А на практике, осужденные отбывают камерное заключение, то есть - тюремное, определенное им не судом, а должностными лицами, являющимися исполнителями судебного решения! 

В связи с изложенным, убедительно ПРОШУ вновь обратиться к данной проблеме, и, до констатации наличия либо отсутствия нарушений прав осужденных Вараева Т.В. и Махмудова Ю.У., по результатам собеседования с ними, проверить их доводы на месте предполагаемого нарушения прав - в ИК-13 УФСИН России по Хабаровскому краю. 

Копии ответов должностных лиц, с которыми мне удалось ознакомиться, будут приложены к письменному варианту настоящего обращения. 

Председатель "Комитета за гражданские права", 
Член Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ, 
член Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ, 
член Общественного Совета при ГУ МВД по г. Москве, 
член ФС РОДП «Яблоко», сопредседатель Ассоциации независимых наблюдателей, 
член Общественной наблюдательной комиссии г. Москвы
 

А. В. Бабушкин

(Фото ИК-13 - Александра Головко golovko.livejournal.com)