Протокол заседания Комиссии Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ...

Протокол заседания Комиссии Экспертного Совета при Уполномоченном по правам человека в РФ по обеспечению прав человека в правоохранительных органах и пенитенциарной системе

927

18 февраля 2015 г.                                                 ГК «Измайлово» корпус Вега

Участники:

Альперн Л. И., ОНК Москвы

Бабушкин А.В., член ОНК Москвы, руководитель Комитета «За гражданские права», член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека

Блохин Ю.И, зам. председателя ОНК Ростовской области (Ростов-на-Дону)

Богдан В.М., сотрудник аппарата УПЧ в РФ

Борщев В.В., член ОНК Москвы, председатель правления фонда «Социальное Партнерство»

Волков С., ассистент проектов фонда «Социальное Партнерство»
Волкова Л.В., член ОНК Москвы, президент фонда «Социальное Партнерство»

Говорухина Т.В., Фонд «В защиту прав заключенных»

Гончаренко А.И, председатель ОНК Алтайского края (Барнаул), руководитель Алтайской общественной организации

Гордеева Е.А., член ОНК Москвы

Дианова О.И., член ОНК Свердловской области

Дубикова Л.Б., член ОНК Москвы

Захарова Л.В., член ОНК Свердловской области

Листков А.Н., председатель ОНК Нижегородской области

Пайкачев В.И., член ОНК Мурманской области

Петрашис Л.В., председатель ОНК Ростовской области, руководитель АНО «Общественный контроль» (Волгодонск)

Плиев Б.С., член ОНК Мурманской области

Пономарев Л.А., Руководитель ООД «За права человека»

Пупков А.В., член ОНК Ростовской области, администратор информационного сайта antipytki.ru

Раднаева Н.В., Фонд «В защиту прав заключенных»

Таганкина Н.А., исполнительный директор МХГ

Труфанова О.Н., член ОНК Челябинской области

Фефилова Л.А., председатель ОНК Удмуртской Республики

Повестка дня:

1. Тюремная медицина,

2. Ситуация в Республике Мордовия.

 

Тюремная медицина

Основная тема обсуждения - проблемы освобождения тяжелобольных лиц из мест принудительного содержания по Постановлениям Правительства РФ № 3 и № 54.

Участниками заседания были озвучены проблемы, а также предложения для их разрешения:

1. Был представлен документ для изучения - Рекомендации, подготовленные А.И. Гончаренко. Участники встречи были проинформированы о том, что они могут предоставить свои дополнения/замечания к Рекомендациям в срок до 27 февраля, которые будут переданы Уполномоченному по правам человека в РФ для их дальнейшего обобщения и представления в соответствующие ведомства.

2. Участниками заседания было решено обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ с просьбой запросить статистику в ФСИН РФ об освобождении заключенных по Постановлениям Правительства РФ № 54 и № 3 (Образец запроса имеется у Волковой Л.В.).

3. Участниками заседания было решено провести под эгидой Уполномоченного по правам человека в РФ межведомственные совещания (с участием руководства ФСИН, МВД, Верховного Суда РФ, Генеральной прокуратуры РФ, Росздравнадзора и др.) по проблемам освобождения тяжелобольных лиц из МПС для дальнейшего взаимодействия и выработке совместных решений. Необходимость такого совещания обусловлена тем, что каждое ведомство снимает с себя ответственность за случаи смертей тяжелобольных заключенных.

4. Участники заседания высказали мнение о том, что необходимо обобщение Верховным Судом РФ судебной практики по делам об освобождении тяжелобольных лиц из МПС, путем издания Постановления Пленума.

По итогам рассмотрения вопроса, подготовлены следующие предложения для Пленума Верховного Суда РФ

- Дать разъяснения, что при рассмотрении вопроса об освобождении по болезни, суды не должны путать эту процедуру с условно-досрочным освобождением, то есть не должны принимать во внимание характеристику заключенного, наличие дисциплинарных взысканий и тем более отказывать на этом основании.

- Ходатайства заявителей об освобождении от отбывания наказания в связи с болезнью должны рассматриваться судом в короткие сроки, например, в течение недели,

- Отменить 10-дневный срок для апелляционного обжалования, если суд принял решение об освобождении, человек должен быть освобожден немедленно.

- В Постановлении Пленума должно было прописано, что в случае, если в медицинском заключении постановлено, что осужденный болен тяжелым заболеванием и он может быть представлен к освобождению, суды должны автоматически освобождать таких больных.

5. Участниками заседания было решено обратиться к Уполномоченному по правам человека в РФ с просьбой выяснить, на какой стадии находится разработка нового Постановления Правительства РФ № 54, с целью принятия участия представителей общественности и медицинского сообщества в его разработке и гуманизации.

Высказаны следующие предложения по Постановлениям № 3 и № 54:

- В связи отсутствием комплексного обследования осужденных и занижения тяжести заболеваний рекомендовано проводить медицинское освидетельствование осужденных по Постановлению Правительства № 54 медицинскими комиссиями Минздрава РФ, не подчиненных ФСИН России, по аналогии с Постановлением Правительства РФ № 3.

- Ввести в Постановление Правительства № 54 понятие онконастороженность, чтобы врач понимал, что состояние больного может привести к онкозаболеванию. Настороженность по онкологии и кардиологии у врачей ФСИН нет. Здесь необходимо разработать методические рекомендации, согласно которым, при обнаружении у человека онконастороженности, он направляется на соответствующее обследование. Эта разработка должна быть сделана тюремными и врачами учреждений здравоохранения (Предложение от Бабушкина А.В.).

6. Высказано предложение вести мониторинг судебных решений об отказе в освобождении тяжелобольных лиц из МПС, публиковать эти решения в СМИ.

7. По предложению А.В. Бабушкина необходимо дополнить все рекомендации рабочей группы экспертного совета по «тюремной медицине» предложениями И.Пайкачевой и М.Денисова.

8. Участниками заседания отдельно обозначена проблема, что Росздравнадзор не реагирует должным образом на сообщения о ненадлежащем оказании медицинской помощи в МПС (например, случаи в Удмуртии или на обращение Уполномоченного по правам человека в РФ). Росздравнадзор по различным причинам не проводит проверки по существу и направляет обращение для рассмотрения в органы УИС. Необходимо чтобы Росздравнадзор в соответствии с компетенцией и полномочиями, предоставленными законом, в полной мере осуществлял контроль качества и объема оказания медицинской помощи заключенным в МПС.

Ситуация в Республике Мордовия

Краткая предыстория.

В сентябре-октябре 2014 г. сотрудники сводного отряда УФСИН России по Республике Мордовия, перемещаясь из одной колонии в другую, незаконно и умышленно применяли физическую силу к осужденным. Один из осужденных в результате избиения получил травму – разрыв селезенки, которая в дальнейшем была удалена.

По всем сообщениям о преступлениях, в возбуждении уголовных дел было отказано, применение физической силы было признано законным. Руководители отдельных исправительных учреждений были привлечены к строгой дисциплинарной ответственности только по факту того, что не были сохранены записи с видеокамер.

В декабре 2014 г. А.В. Бабушкин, И.А. Каляпин, В.М. Богдан посетили большинство исправительных колоний Республики Мордовия, опросили более 150 осужденных. Сообщения об избиениях подтвердились, также были установлены иные нарушения (рабский труд, медицинское обслуживание, водворение в запираемые помещения, изоляторы; бесчеловечные условия содержания и пр.).

Как стало известно, в конце декабря 2014 г. по представлению прокуратуры Республики Мордовия все постановления об отказе в возбуждении уголовных дел были отменены и направлены на дополнительную проверку.

Однако существуют реальные опасения, что все осужденные откажутся от ранее данных показаний и мы не сможем доказать факты незаконного применения физической силы.

Входе заседания, участниками высказаны следующие предложения:

1. Организовать встречу Уполномоченного по правам человека в РФ Памфиловой Э.А. с секретарем Общественной палаты РФ Бречаловым А.В., по вопросу дополнительного набора в ОНК.

2. Необходимо обеспечить работу программы защиты потерпевших и свидетелей.

3. Направлять А.В. Бабушкину имеющуюся информацию о нарушениях прав осужденных в Республике Мордовия.