Заключенным хотят сбавить сроки пребывания в СИЗО. Интервью А.Листкова

Заключенным хотят сбавить сроки пребывания в СИЗО. Интервью А.Листкова

1265

За год посулили два скостить?

 

Сегодня обитатель зоны имеет несколько законных способов выйти на свободу раньше отведенного приговором срока. К примеру, это может быть условно-досрочное освобождение за хорошее поведение и при условии выплаты ущерба потерпевшим, а также по болезни. Между тем сейчас полным ходом идет обсуждение еще одной подобной возможности: предлагается принять законопроект, по которому один день, проведенный человеком в следственном изоляторе, будет впоследствии зачтен судом как полтора дня колонии общего режима или два дня колонии-поселения. Так, если мошенник был приговорен судом к пяти годам общего режима и при этом провел в камере СИЗО один год, то после приговора ему останется отсидеть на зоне лишь три с половиной года.

Слишком долгое следствие

Между тем в следственных изоляторах Нижегородской области, благодаря пуску нового, второго, и ремонту первого, а также неустанному вниманию правозащитников, в последнее время условия содержания можно назвать сносными. Так есть ли резон затевать всю эту арифметику? 
- Законопроект предложен, как говорится, не от хорошей жизни, - поясняет председатель Общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Нижегородской области Александр Листков. - Да, в последнее время российские суды стали более взвешенно подходить к назначению сроков лишения свободы. Правда, до европейских нам еще далеко, где средний срок 5 - 6 месяцев. У нас он 5 - 6 лет. А вот сроки нахождения в СИЗО за последнее десятилетие не снижаются, а в 2014 году в целом по России даже повысились! 
В целом Александр Николаевич относится к принятию законопроекта положительно:
- По своей практике знаю, что в отношении граждан, которые находятся в СИЗО в качестве подозреваемых, а чаще в качестве обвиняемых, допускаются нарушения органами предварительного следствия. Например, задержка следствия на три месяца считается у нас почти нормальной. По вине следователей МВД или СКР следствие может длиться до года, поскольку пытаются, с одной стороны, собрать доказательную базу, с другой - добиться признательных показаний. Иногда это связано с пытками. Такие случаи, увы, тоже есть. Затягивание сроков предварительного следствия - это большая беда. Основная причина - некачественное расследование уголовных дел. По нижегородскому СИЗО № 1 были случаи, когда по частям 1 и 3 статьи "Кража" не с таким уж значительным ущербом и с проникновением в помещение срок следствия доходил до года. Это удивительно, потому что доказать такое преступление средней тяжести не составляет труда - как правило, оно очевидно. Есть следы, есть потерпевшие. Это просто безобразное качество ведения следствия! 
Вот, к примеру, реальные сроки нахождения в нижегородском СИЗО в ходе предварительного следствия по конкретным делам. Так, по ч. 1 статьи "Кража" (серия краж из автомобилей граждан) гражданин сидел 5 месяцев, по ч. 3, 4 статьи "Кража" (серия краж автомобилей) - 7 месяцев, по наркостатьям (притон, сбыт) - 5 месяцев.

…А кому мать родна

- Могу сказать, что сами работники СИЗО отрицательно отзываются о длительных сроках проведения следствия, - продолжает председатель комиссии. - Попав в такие условия, человек невольно начинает что-то нарушать, получая дисциплинарные взыскания. Поскольку следователи зачастую ограничивают свидания, в том числе с родственниками, то психологически находиться там сложно. Вот обвиняемый и пытается звонить по телефону, наладить межкамерную связь. А заканчивается все это тем, что, попадая потом в колонию, осужденный лишается возможности получить условно-досрочное освобождение. Например, его приговаривают к трем годам лишения свободы. И через полтора года, если это не тяжкое преступление, он имеет право подать на УДО. Но те дисциплинарные взыскания, которым он подвергался еще в СИЗО, мешают администрации колонии представить осужденного к УДО. То есть он не попадает на условно-досрочное автоматически. Кстати, если говорить о длительных сроках нахождения в СИЗО, то это плохо влияет и на будущее возмещение материального ущерба по искам. Человек в изоляторе находится в неопределенном состоянии, не зная своего будущего. И не работает, а приходит в колонию - и там нет работы. 
Однако не стоит забывать, что среди тех, кто попадает в места лишения свободы, много и таких, которые любят злоупотреблять своими правами. А не активизируются ли они с введением формулы "два за один"? 
Например, в Нижегородской области есть известная банда телефонных террористов ("НН" об этом рассказывали в материале "Прошения из мест лишения" в номере от 12 декабря 2014 года - Авт.). Посредством телефонных звонков о ложных бомбах, а также написания многочисленных обращений и жалоб в суды они создали такую ситуацию, когда фактически в колониях вообще не содержатся, а постоянно находятся в следственных изоляторах. Так что по большому счету повод, чтобы человека этапировать в СИЗО, найти не очень сложно. Будут ли оговорки в обсуждаемом законе по этим категориям? 
Человек будет стремиться попасть туда, чтобы потом добиться себе уменьшения срока на этот период. И это может повлечь за собой переполнение в следственных изоляторах. Ведь есть такие граждане, которым тамошние тяготы и лишения уже не страшны.
Есть еще один момент, на который стоит также обратить внимание. В случае принятия закона почти у всех, кто сейчас находится в местах лишения свободы, будут поводы обращаться в суд. Соответственно, настанет период, когда на суды ляжет достаточно серьезная нагрузка.

Льготу - не для всех

- Подобных положений раньше в законе не содержалось, однако Госдумой данный вопрос обсуждается уже не в первый раз, - замечает заместитель прокурора Нижегородской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Александр Пресняков. - Смысл предложенных изменений заключается в том, чтобы минимизировать срок содержания в следственном изоляторе до вступления приговора в законную силу. И он учитывает реалии современной пенитенциарной системы в том, что условия содержания в исправительных колониях порой гораздо мягче, чем в следственных изоляторах.
По действующему закону домашний арест и содержание под стражей при вынесении приговора засчитываются одинаково - день в день, что представляется не равноценным. Очевидно, что сидеть у себя дома, - это совсем не то же самое, что пребывать в следственном изоляторе.
В случае принятия предлагаемого законопроекта этот дисбаланс также будет устранен.
- Насколько мне известно, в настоящее время обсуждается и ряд ограничений для применения нового порядка зачета содержания под стражей, - продолжает Александр Сергеевич. - В частности, предлагается не распространять новый порядок на лиц, осужденных за совершение особо тяжких преступлений, а также преступлений, связанных с террористической деятельностью, при рецидиве, опасном рецидиве или особо опасном рецидиве. Предлагается также не распространять "льготный зачет" на период нахождения осужденного в штрафном либо дисциплинарном изоляторе, помещении камерного типа. 
В случае принятия такого рода ограничений хотелось бы, чтобы они были прописаны максимально подробно и не оставалось лазеек для злоупотреблений.
По мнению Александра Листкова, предлагаемый законопроект гуманен. Особенно к таким категориям подследственных, как несовершеннолетние, или к тем, которые находятся в СИЗО по экономическим преступлениям или за впервые совершенные. Но он также согласен и с тем, что нужно исключить из предлагаемого положения тех, кто совершил особо тяжкие преступления, например, террористы, бандиты, похитители людей.

Ольга МАКАРОВА. 

Кстати

В Федеральной службе исполнения наказаний РФ подвели итоги смотров-конкурсов "Лучший следственный изолятор (тюрьма) УИС" за 2014 год. Всего в конкурсе приняли участие 213 следственных изоляторов и 8 тюрем по всей России. Согласно условиям конкурса, к участию допускались лишь те СИЗО и тюрьмы, в которых не было допущено совершения тяжких и особо тяжких преступлений.
В итоге места распределились следующим образом. 1-е место - СИЗО-1 ГУФСИН России по Красноярскому краю, 2-е - СИЗО-1 УФСИН России по Омской области, 3-е место - СИЗО-1 УФСИН России по г. Москве и СИЗО-4 ГУФСИН России по Самарской области. 
СИЗО-1 является крупнейшим следственным изолятором Красноярского края. Лимит наполнения - 1605. Условия содержания в нем соответствуют всем пенитенциарным правилам и стандартам. Средняя площадь на одного человека в СИЗО составляет более 4 кв. метров. В камерах имеются холодильники, телевизоры, электрочайники, проведено водоснабжение. Имеется подсобное хозяйство, цех по производству муки, крупы, макаронных изделий, учреждение также заготавливает картофель и овощную продукцию, работает мясоперерабатывающий цех.

Цифры

По данным ФСИН России, сегодня под стражей и в заключении находится более 671 000 человек, из них в СИЗО - 117 000. 
По состоянию на 31 декабря 2014 года в исправительных учреждениях и следственных изоляторах УИС Нижегородской области содержалось 16 774 человека, из них в исправительных учреждениях - 14 408 чел.

Между тем

Попытки уже были

Ранее подобный законопроект уже вносился в Госдуму депутатом Головковым, однако не был принят. Связано это с рядом обстоятельств, которые были изложены в заключении Комитета по законодательству и судебно-правовой реформе от 16 ноября 1998 года:
"Новелла проекта заключается в предлагаемом автором порядке исчисления сроков отбывания лишения свободы - один день пребывания в следственном изоляторе лица, впоследствии приговором суда признанного виновным в совершении преступления, приравнивается к двум дням содержания в колонии любого режима. Предложение обосновывается автором тяжелыми условиями содержания лица в СИЗО, "не обусловленными приговором суда", и ставит целью обратить внимание на условия содержания под стражей в следственных изоляторах подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, которые отличаются от содержания в колониях, причем в худшую сторону, и близки по своим условиям к содержанию в тюрьме… Тот факт, что условия содержания обвиняемых в СИЗО неудовлетворительны, по мнению Комитета, не может являться основанием для решения проблемы содержания подследственных таким образом. Это проблема не уголовно-правового регулирования, а выделения средств из бюджета на содержание исправительных учреждений и лиц, в них содержащихся. Как указывает в своем заключении Комитет Государственной Думы по безопасности, "предполагаемые затраты на питание одного человека снижаются до 22 рублей в месяц (при норме 225 рублей), еще меньшими станут затраты на медицинское обеспечение, которые уже в пять раз ниже норм, установленных Минздравом России". Таким образом, по мнению Комитета, законопроект не только не решит серьезных проблем в обеспечении прав и законных интересов содержащихся в СИЗО лиц, но и признает, по существу, что они являются неустранимыми, и должны приниматься во внимание судом при определении срока наказания. Постановлением Государственной Думы от 22.01.1999 № 3555-II законопроект, содержащий положения о льготных зачетах срока отбывания наказания, был отклонен". 
Аналогичная инициатива рассматривалась и в 2008 году, однако по существу решение принято не было.

А как у них?

Как известно, на Западе заключенные сидят в тюрьмах, такого понятия, как колония, там практически нет. 
Так, во Франции, если поведение осужденного не вызывает нареканий, он может воспользоваться льготой сокращения тюремного наказания на 3 месяца ежегодно, а если он судим впервые, то на него распространяется и еще одна дополнительная льгота в виде ежегодного двухмесячного сокращения срока наказания. Таким образом, впервые осужденный, при примерном поведении, из двух назначенных ему лет лишения свободы реально отбывает только 14 месяцев лишения свободы без всякого условно-досрочного освобождения, как в России

ИСТОЧНИК http://www.nnews.nnov.ru/news/2015/02/20/26187/