Леонид Петрашис: Актуальное интервью

Леонид Петрашис: Актуальное интервью

775

На интернет сайтах Ростовской области и ЮФО недавно была опубликована информация о фактах якобы, грубых нарушений прав человека и закрытия по этой причине нескольких спец. учреждений и отделов полиции ГУ МВД области. Материалы сопровождались фотографиями председателя ОНК Ростовской области Леонида Петрашиса и комментарием одного из членов комиссии. В связи с этим мы обратились к Леониду Петрашису с просьбой ответить на несколько вопросов.

- Леонид Вальдемарович, опубликованные сведения о выявленныхгрубых нарушениях прав человека соответствуют действительности? Правда ли то, что по этой причине были даже закрыты некоторые спецучреждения?

-  Признаться, я был немало удивлён, когда прочёл о том, что некие общественные наблюдатели выявили нарушения и «закрывают» учреждения МВД (ИВС и Отделы полиции).  Насколько мне известно, данный почин принадлежит члену ОНК Свердловской области. Не так давно он создал интернет сайт copwatсh.ru, который по его разумению, должен будет разъяснять сотрудникам правоохранительных органов необходимость соблюдения закона. Уральский правозащитник полагает, что все отделы полиции и тюрьмы должны соответствовать нормативным требованиям, что справедливо. Не соответствующие требованиям, - должны быть закрыты. А вот тут вопрос очень спорный. Во-первых, какова критическая степень несоответствия, во-вторых, кто будет определять эти проблемные вопросы и квалифицировать их как несоответствия, как процессуально будет выглядеть закрытие, кто будет принимать решение о закрытии, и т.д.  На мой взгляд, призыв «если ты гражданин, который возмущён беззаконием в правоохранительной системе России, то предлагаем тебе закрыть отделы полиции и тюрьмы вместе с нами» - просто популистский. На cайте размещены образцы заявлений с требованием закрыть каждый отдел полиции или тюрьму, в отношении которой имеется информация о нарушениях. То есть предлагается просто заполнить заявление о закрытии любого учреждения, и его направят в прокуратуру. Сообщается также, что информация о нарушениях собрана и постоянно обновляется общественными наблюдателями, побывавшими в камерах этих учреждений.  При этом нет никаких сведений о том, что в результате этой инициативы были закрыты какие-либо изоляторы.

- Кстати, в одной из публикаций о «закрытии» ИВС и отделов полиции приведён комментарий члена ОНК Ростовской области, вкотором говорится о выявленных нарушениях в спецучреждениях.

- Наш коллега как раз говорил о том,  что подразделения, в которых по мнению членов комиссии допускались существенные, подчёркиваю, нарушения, закрывались по инициативе ГУВД РО и прокуратуры.  К сожалению, журналисты вольно интерпретировали его слова, тем самым исказив смысл сказанного. Насколько мне известно, ни в одном своем интервью мой коллега не говорил о том, что члены комиссии требуют закрытии ИВС и отделов полиции Ростовской области.

В прошедшем году членами комиссии было совершено 185 посещений учреждений ГУ МВД  РФ по РО, в том числе 76 были в областные ИВС и спец.приемники.  Во всех этих учреждениях, я неоднократно бывал лично, поэтому имею достаточно полную и достоверную информацию как там обстоят дела. Ещё раз подчёркиваю, что в соответствии с ФЗ-76 Общественные наблюдательные комиссии действуют на постоянной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания. Наша задача - объективно отражать как недостатки, так и положительный опыт в работе правоохранительных органов и информировать об этом руководство силовых ведомств, Общественную палату РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ, Совет при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, общественность и СМИ. Повторюсь: в Ростовской области нет людей более заинтересованных в соблюдении прав человека в учреждениях ФСИН и МВД, чем руководители этих учреждений. В течение 2014 года мы также неоднократно встречались с начальником ГУ ФСИН РФ по РО генерал-лейтенантом вн.службы Сергеем Юрьевичем Смирновым и начальником ГУ МВД РФ по РО генерал-майором полиции Андреем Петровичем Ларионовым, не говоря о многочисленных рабочих встречах с руководством и сотрудниками этих ведомств. Мы видим, что руководители силовых структур региона проводят большую работу, чтобы предотвратить нарушения закона и прав человека во вверенных им учреждениях.

 Но есть такое понятие как человеческий фактор. И я не открою Америки, если скажу, что недостатки есть. Это и отношение некоторых сотрудников, материально бытовые условия, качество оказания медицинской помощи и т.д. Всё это мы отражаем в своих заключениях после посещений, которые в том числе содержат и рекомендации провести проверки по выявленным нарушениям. Зачастую, мы обращаемся в прокуратуру Ростовской области и другие федеральные органы, поскольку именно они имеют соответствующие полномочия потребовать устранения указанных нами недостатков. Члены комиссии вправе, и имеют такую возможность, напрямую информировать руководство правоохранительных органов о выявленных нарушениях. А они уже, в свою очередь, принимают или не принимают решения о закрытии подведомственных им учреждений.

- Вы сказали, что члены ОНК РО в 2014 году 185 раз посетили учреждения МВД. А помимо посещений учреждений ФСИН и МВД, чем ещё занимается комиссия?

- В общей сложности учреждения МВД и ФСИН области мы посетили 321 раз. Провели более 40 рабочих встреч и совещаний, десятки семинаров-тренингов для сотрудников правоохранительных органов и правозащитников ЮФО. В ближайшее время мы опубликуем подробный отчет о нашей деятельности за 2014 год на сайте antipytki.ru.  Работа нашей комиссии неоднократно, на федеральном уровне, признавалась одной из наиболее эффективных, и в 2015 году мы постараемся, чтобы ОНК РО занимала достойное место в правозащитном движении. Для этого у нас есть необходимое подспорье: конструктивные рабочие отношения с руководством и сотрудниками правоохранительных органов региона. Нам предоставляют всю необходимую, для осуществления общественного контроля документацию, у нас беспрепятственный доступ, в соответствие с законом,   в любые учреждения ФСИН и МВД  области с правом фото и видеосъемки. На все наши запросы и рекомендации по устранению выявленных нарушений, ответы из силовых ведомств поступают в самые короткие сроки. Хочу сказать, что далеко не в каждом регионе Российской Федерации, члены ОНК могут осуществлять общественный контроль на таком уровне. Более того, в случае необходимости, мы всегда имеем возможность оперативно проинформировать руководство областного ФСИН, МВД, прокуратуры о выявленных нарушениях или возникших проблемах. А нарушений, связанных с материальным обеспечением, а зачастую и человеческим фактором, к сожалению, еще достаточно. Но наша ОНК совместно с руководством правоохранительных органов делает все возможное, чтобы их устранить. Собственно, это и есть наша главная цель - способствовать изменению ситуации с соблюдением прав человека в Ростовской области   в лучшую сторону. Все мы понимаем, что проблемы, связанные с недостатком финансирования (особенного во время финансового кризиса), при значительном сокращении штата сотрудников правоохранительных органов не могут быть решены в одночасье. Поэтому нужно работать в тех условиях, которые существуют в настоящий период времени, учитывая при этом ограниченные возможности руководства правоохранительных органов и совместными усилиями устранять недостатки, а также, разрешать имеющиеся проблемы в учреждениях МВД и ФСИН.

- Благодарю Вас за ответы на наши вопросы

VDNEWS

ИСТОЧНИК http://vdnews.org/news/20265