Мухитдинов против России (заявление№20999/14)

Мухитдинов против России (заявление№20999/14)

2895

Заявитель, Лутпиддин Мухитдинов, родился в 1967 году в Узбекской ССР и проживал в России с 1997 года. Получив гражданство России в 2001 году,  он стал лицом без гражданства, так как ФМС России отменила решение о предоставление ему гражданства в 2013 году, на том основании, что оно было получено обманным путем. По данным властей Узбекистана он потерял свое узбекское гражданство, так как отсутствовал в стране более 5 лет.

Дело касается жалобы г-на Мухитдинова, на то, что экстрадиция в Узбекистан с санкции российского суда подвергнет его реальному риску жестокого обращения и исчезновения после освобождения из-под стражи в России. Г-н Мухитдинов был арестован в Тюмени в июне 2013 года и затем заключен под стражу в ожидании экстрадиции в Узбекистан, где он находился в розыске по обвинению, в частности, в участии в религиозной террористической организации.

Приказ о его задержании впоследствии продлевался несколько раз, пока он не был выпущен 11 марта 2014 года. В декабре 2013 года, Генеральный прокурор России одобрил экстрадицию г-Мухитдинова в Узбекистан, указав, в частности, на то, что узбекские власти предоставили гарантии того, что он не будет подвергнут пыткам или другим формам жестокого обращения.  Апелляции г-на Мухитдинова против решения суда по экстрадиции были отклонены. Это решение было поддержано Верховным судом 19 марта 2014 года. Тем временем по запросу г-на Мухитдинова Европейский суд по правам человека 17 марта 2014 предписал правительству России согласно правилу №39 (предварительные меры) Регламента суда, не экстрадировать его из страны в течении судебного разбирательства в Европейском суде. В июле 2014 года г-на Мухитдинова забрали из его дома служащие ФМС. Согласно заявлению российского правительства, затем его опять освободили, и он исчез.    

Его представитель утверждает, что он был задержан полицией и должен был быть экстрадирован в Узбекистан. По запросу Европейского суда по правам человека фактической информации, касающейся обстоятельств исчезновения г-на  Мухитдинова, российское правительство ответило, что его нынешнее местонахождение не известно.

Опираясь на статьи 3 (запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения), г-н Мухитдинов изначально жаловался на то, что российские власти отказались рассматривать его заявления о риске жестокого обращения в Узбекистане. Ссылаясь на статью 5§ 1(f)  и 4 (право на свободу и безопасность/ право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности заключения под стражу), он подал жалобу на то, что его заключение с 30 декабря 2013 года было незаконным, а также он не мог получить документ о пересмотре судебного решения на руки.

Его представитель также заявила, что его исчезновение и, возможно, незаконная экстрадиция из России, неспособность российских властей ввести в действие необходимые защитные меры, а также отсутствие эффективного расследования этого дела нарушили предварительные меры, предписанные Судом согласно правилу №39 Регламента суда и, таким образом, нарушили статью 34 Конвенции (право на индивидуальную жалобу).

Нарушение статьи 3 – в отношении разрешения на экстрадицию г-на Мухитдинова в Узбекистан, что подвергало его реальному и неизбежному риску жестокого обращения

Нарушение статьи 3 – в отношении ответственности российских властей за исчезновения г-на Мухитдинова и их неспособности провести эффективное расследование инцидента

Нарушение 5 § 1 – в отношении задержание г-на Мухитдинова после 30 декабря 2013 года

Нарушение статьи 5 § 4

Нарушение статьи 34 предварительные меры (Правило №39 Регламента суда)

Моральный ущерб: 7 500 евро

Расходы: 10 000 евро