Рекомендации круглого стола по СУВСИГам

Рекомендации круглого стола по СУВСИГам

1084
Круглый  стол
Общественная  экспертиза «Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации и вопросы соблюдения прав мигрантов»
РЕКОМЕНДАЦИИ 

Постановлением  Правительства РФ от 30 декабря 2013 г. N 1306 «Об утверждении Правил содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии»  были утверждены соответствующие Правила.
Правовая природа СУВСИГ подразумевает, что данные учреждения не предназначены ни для исполнения наказания, ни для обеспечения меры пресечения к лицу,  обвиняемому в совершении уголовного преступления, а призваны гарантировать применение обеспечительных мер в отношении иностранных граждан, привлеченных за нарушение миграционных правил.  При этом  применение указанных мер чаще всего имеет место после того, как административное наказание уже исполнено. 
В то же время  постановлением Европейского Суда по правам человека по делу «Ким против России» (Kim v. Russia, жалоба N 44260/13) установлено, что в отношении заявителя, который находился в СУВСИГ,  нарушена статья 3 Конвенции условиями содержания под стражей , нахождение в СУВСИГ приравнено к нахождению в учреждении уголовно- исполнительной системы.

Практика  применения указанных Правил за прошедшее время позволяет выделить ряд нарушений прав человека, порождаемых их применением, 
Для устранения указанных нарушений участники круглого стола рекомендуют:
•           Федеральной миграционной службе России: 
•           Издать приказ о порядке взаимодействия с Общественными наблюдательными комиссиями

•           Правительству Российской Федерации внести изменения в Положение, предусмотрев: 
•           Принятие Правил внутреннего распорядка Специальных учреждений не начальником учреждения, как это предусмотрено п. 2 Положения,  а  ФМС России по согласованию с Генеральной прокуратурой  РФ: 
•           Изложить часть 2 п. 3 Правил в редакции «В специальных учреждениях создаются бытовые условия для содержащихся иностранных граждан, отвечающие требованиям гигиены, санитарной и пожарной безопасности, уважения к достоинству человеческой личности, соблюдения прав человека».
•           Дополнить п. 4 Правил словами о том, что в помещениях, доступных иностранным гражданам размещаются информационные стенды, содержащие права и обязанности иностранных граждан, контакты органов и организаций, в которые они могут обращаться. 
•           В п. 10 предусмотреть право иностранного гражданина пользоваться своим телефоном  беспрепятственно, но не реже 1 раза в день, а также указать, что сотрудниками учреждения создаются условия для зарядки телефона.    
•           Предусмотреть в п. 11:
-  обязательное обеспечение постельными принадлежности;
- что содержание иностранных граждан в камере, а не в комнате, недопустимо;
2.6. В п. 13 предусмотреть, что иностранные граждане, поступившие и содержащиеся в специальных учреждениях, с признаками психического заболевания изолируются от окружающих в отдельное помещение специального учреждения только в случае, если они представляют опасность для других лиц.  
2.7. В п. 14 в перечне лиц, которые могут  совместно содержаться совместно в одном специальном помещении,  указать также дядей, тетей, племянников одного пола.   
2.8. В п. 18 предусмотреть, что в отопительный сезон в помещениях специальных учреждений поддерживается температура не ниже 20  градусов Цельсия (предусмотренная температура 18 градусов, как правило,  не обеспечивает температурный комфорт), но и не выше 25.  Так как  содержание кислорода в воздухе зависит не от температуры, а от  проветривания, предусмотреть контроль за насыщение воздуха кислорода не менее 21 %. 
2.9.  В п. 18 добавить, что при  наличии у доставленный в СУВСИГ телесных повреждений, данные телесные повреждения заносятся в журнал медицинского осмотра, о наличии телесных повреждений составляется акт, 1 экземпляр которого выдается на руки доставленному, второй подшивается в дело, третий  вместе с  объяснениями, полученными у доставленного  направляется прокурору  субъекта Федерации. 
2.10. В п. 19 время проф. осмотра на туберкулез снизить  с 3 дней до одного. 
2.11. П. 20 дополнить  словами о том, что при необходимости оказания иностранному гражданину медицинской помощи не предусмотренной Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 марта 2013 г. N 186 "Об утверждении Правил оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации" такая помощь оказывается бесплатно либо иностранный гражданин освобождается для получения такой помощи самостоятельно  и контролируемом выезде за пределы РФ. 
2.12. В п. 22  Правил к обязанностям медицинских работников  отнести: 
-  осуществление  первичного медицинского  осмотра иностранных граждан; 
- контроль за качеством предоставляемого питания; 
- контроль за выполнением индивидуальной программы реабилитации инвалида, если в  учреждение поступили иностранные граждане из числа инвалидов;   
2.13. В п. 24 указать, что запрещается помещения в одни и те же помещения лиц, которые могут заразить друг друга. 
2.14. В п. 28  предусмотреть помывку не реже 2  раз в неделю. Лицо, поступившее в специальное  учреждение направляется  на помывку  не позднее 3 часов с момента поступления. 
2.15. П. 29 изложить в редакции: «29. В целях оказания медицинской помощи и проверки санитарного состояния помещений специального учреждения медицинскими работниками специального учреждения производится ежедневный обход помещений для содержания иностранных граждан. 
2.16. Из п. 31 исключить запись о том,  что при убытии из специального учреждения иностранного гражданина ему предоставляется выписка из медицинской карты амбулаторного больного лишь по письменному заявлению гражданина.  
2.17.  В п. 34 предусмотреть, что  пациенты  обеспечиваются лекарственными препаратами для медицинского применения, которыми располагает специальное учреждение, при наличии медицинских показаний не только по назначению медицинского работника специального учреждения либо медицинской организации, в которой им оказывалась медицинская помощь, но и лечащего  частнопрактикующего врача. 
2.18. В п/п «г»  п. 41 указать, что  питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение предоставляется в соответствие со стандартами, принятыми в Российской Федерации.    
2.19. В п. «е»  п. 41 указать, что 8-часовый сон в ночное время должен быть непрерывным. 
2.20. Установить, что вес вещевой и продуктовой передачи может быть не  меньше, чем  предусмотрено почтовыми правилами, то есть 20 кг.; 
2.21. Дополнить п. 41 такими  правами  содержащихся в СУВСИГ, как: 
- направление жалоб на решение о выдворении в адрес лица или органа, компетентного рассматривать жалобы; 
- получение  книг и периодической литературы; 
- получение настольных игр; 
- приобретение продуктов питания или предметов первой необходимости за счет собственных средств или за счет средств, перечисленных в Интернет-магазинами родными или близкими. 
2.22. В п/п «и» п. 41 указать, что места для курения должны быть доступны выдворяемым в течение дня. 
2.23. Из п. «и» ст. 43 слова из слов «запрещается:  вступать в пререкания с работниками специального учреждения, отказываться или уклоняться от выполнения их законных требований» исключить слова  ; 
2.24  Слова «Запрещается привлечение иностранных граждан, содержащихся в специальных учреждениях, к трудовой деятельности, в том числе их привлечение к раздаче пищи» дополнить словами «без их согласия».  
2.25. В п. 47 установить, что  иностранные граждане содержатся в специальном учреждении до исполнения соответствующего решения об административном выдворении за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии, но не более 3 месяцев. 
2.26. Установить, что содержание выдворяемых граждан в СУВСИГ в запираемых помещениях запрещено, кроме случаев, когда поведение выдворяемых свидетельствует об их опасности  для иных лиц. 
2.27. Установить порядок доступа к иностранным гражданам адвокатов и доверенных лиц, осуществляющих защиту их прав и законных интересов, а также иных лиц, оказывающих юридическую помощь, в том числе представителей. 
2.28. Возложить на администрацию СУВСИГ задачу направления в органы суда и прокуратуры информации о выявленных судебных ошибках по делам о привлечении к административной ответственности и выдворении для освобождения лиц, незаконно привлеченных к административной ответственности.  
2.29. Обеспечить раздельное содержание курящих и некурящих.
2.30. Предусмотреть заверение доверенности, выданной лицом, помещенным в специальное учреждение, на осуществление уголовно-процессуальной деятельности и участие в гражданско-правовых отношениях  начальником СУВСИГ.
2.31. Предусмотреть, что, если гражданин не владеет русским языком, обязательное наличие переводчика при совершении действий, связанных с изъятием  или возвращением вещей, получением медицинской помощи, иными действиями, совершение которых затруднительно  при незнании языка.   
2.32. Предусмотреть порядок получения и отправки заявлений о  предоставлении статуса беженцев или получения убежища.   
2.33.  Установить порядок приема и распределения  гуманитарной помощи. 
2.34. Обеспечить  работу в СУВСИГ Интернет магазинов для приобретения  выдворяемыми или иными лицами для них продуктов питания и предметов первой необходимости. 
2.35. Предусмотреть помещения для отправления религиозных обрядов
2.36. Предусмотреть обязательное оборудование комнат для свиданий,  не имеющих ограничения для физического контакта между выдворяемым и прибывшим на свидание лицом. 
2.37. Предусмотреть выдачу на руки копию постановления о выдворении   в обязательном порядке.
2.38. При отсутствии оперативных противопоказаний содержать вместе лиц, говорящих на одном языке.
2.39. Помещать в изолированное помещение только лиц, которые своим поведением опасны для окружающих. 
2.40. Предусмотреть порядок приема выдворяемых, а также иных лиц в из интересах  начальником спецчреждения или его заместителями.
2.41. Предумотреть доступ адвокатов в СУВСИГи в течение рабочих и выходных дней, предоставив им возможность общаться со своими клиентами без ограничения во времени, обеспечв условия конфиденциальности; предусмотреть  возможность работы в СУВСИГах иных лиц, имеющих правоо на оказание правовой помощи;
2.42. Дополнить Перечень вещей и предметов, разрешенных к хранению в  СУВСИГ, иными предметами, н изъятыми из оборота, например, инструментах, подарках, которые при задержании находились у выдворяемых при себе.  

3.УФМС Москвы и Московской области обеспечить.  
•  Проверку информации о коррупции за свидания и передачи в СУВСИГ. 
•  Обратить внимание начальников СУВСИГ на то, что при получении свидания нотариального перевода свидетельства о браке не требуется. 

•  Предложить ФМС России проведение совещания представителей консульств на базе СУВСИГов по вопросам взаимодействия. 

•  МИД России обратиться к МИДам Азербайджана, Узбекистана и Таджикистана  об отмене сбора за выдачу свидетельства на возвращение 

•  Совету  при Президенте России  в связи с тем, что часть 3 ст. 18 КоАП РФ себя исчерпала, так, например,   в 2014 году на 60 % упала выявляемость незаконного пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Москвы, обратиться к законодателю с предложением  об отмене ст. 18.8 КоАП РФ. 
7.  Придать СУВСИГ  статус самостоятельного юридического лица в организационно-правовой форме ФКУ. 
8. Обратить внимание ФМС России на:
8.1. Отсутствие доступа либо проблемы с доступом к процедуре убежища у лиц, находящихся в СУВСИГ;
8.2. Отсутствие гарантий невысылки в отношении лиц, находящихся в процедуре убежища и содержащихся в СУВСИГе связанное с тем, что сотрудники Службы судебных приставов не знают законодательства об убежище и невозможности выдворения беженцев и лиц, ищущих убежище (ЛИУ), приостановление процедуры высылки лиц, обратившихся за убежищем, как того требует Закон Об иполнительном производстве.
8.3. На отсутствие четкого нормативно-правового алгоритма действий по приостановлению исполнения судебного решения о выдворении, определяющего, кто и в какой суд должен обратиться с заявлением  об отмене судебного решения о выдворении и помещении в СУВСИГ и прекращении или приостановлении исполнительного производства по выдворению (депортации).
8.4. Отсутствие защиты лиц, ищущих убежища, на весь период принятия решения о предоставлении им убежища, включая период обжалования.
9. Поддержать предложения сети "Миграция и право" о том, чтобы: 
9.1. Провести консультации с ФМС России по вопросу определения  круга субъектов (государственных органов) и их обязанностей по обращению в суд для отмены решения о выдворении при предоставлении убежища лицу, содержащемуся в СУВСИГе;
9.2. Просить ФМС России разъяснить, существует ли документ о сотрудничестве с Федеральной службой судебных приставов, и просить внести в него положения, отражающие необходимость обеспечения права на поиск убежища и соблюдение принципа невысылки;
9.3. Просить членов ОНК, сотрудничающих с Сетью «Миграция и право», проводить свой анализ по ситуации в СУВСИГах и направлять его в ФМС  России.

ИСТОЧНИК http://an-babushkin.livejournal.com/