Итоги кампании «Гражданин и полиция» в Республике Марий Эл

Итоги кампании «Гражданин и полиция» в Республике Марий Эл

849

С 26 мая по 31 июля 2015 г. в Республике Марий Эл в рамках Межрегиональной кампании «Гражданин и полиция», инициированной Московской Хельсинкской группой, прошли проверки работы различных подразделений регионального МВД. В ходе кампании общественники и граждане посетили 11 Опорных Пунктов отделений полиции в г. Йошкар-Оле, где ведут прием участковые уполномоченные полиции, 6 отделений полиции в г. Йошкар-Оле и районах республики, 4 поста ДПС ГИБДД, МРЭО ГИБДД по Республике Марий Эл.

Из плюсов, отмеченных наблюдателями – улучшение материально-технического состояния Опорных пунктов, где находятся участковые уполномоченные. Все они оснащены компьютерами, принтерами, почти везде новые столы, стулья, шкафы. Оборудованы места, где граждане ожидают приема или могут написать заявление, там же оформлены стенды со всей необходимой информацией. Отделения полиции так же обеспечены информацией, которая может быть полезной для посетителей. Есть образцы составления различных обращений, сотрудники говорят, что помогают при необходимости написать заявление. Частично места, доступные для граждан, начинают обеспечиваться кулерами с питьевой водой (например, Линейный Отдел полиции) и кондиционерами (Заречный отдел полиции). Наблюдатели обратили внимание в Медведевском отделе полиции, что в кабинете, где граждане могут написать заявление, на стене расположена маркерная доска. Сотрудник пояснил, что они пользуются доской в том случае, если к ним обращаются слабослышащие граждане. Факт внимательного отношения к уязвимым группам населения радует наблюдателей, при этом остается актуальной проблема доступа в подразделения полиции лицам со сложностями передвижения (в 13 из 17 посещенных помещений граждане на инвалидной коляске не смогут войти самостоятельно из-за высоких ступеней, и, несмотря на то, что некоторые подразделения оснащены кнопкой вызова сотрудника, в половине случаев они не работают).

Нигде в городе и в районах нет указателей по направлению к Опорным пунктам, Отделениям полиции, МРЭО. Этот вопрос, разумеется, должен решаться совместно с администрацией города, по результатам кампании координаторами будут направлены соответствующие предложения в мэрию.

Стоит отметить, что с общественниками - МРОО «Человек и Закон», Общественной наблюдательной комиссией РМЭ у МВД взаимодействие уже налажено и ведется на протяжении последних лет. Ведомство содействует проведению акций общественного контроля своих служб, организует совместные посещения, реагирует на замечания и рекомендации по итогам визитов. Поэтому на данном этапе реализации кампании МРОО «Человек и Закон», как региональный координатор, основной целью поставила оценку доступности и открытости подразделений МВД для обычных граждан. С этой целью к участию в кампании привлекались инициативные граждане, кроме того, сами правозащитники, посещая те или иные подразделения, не представлялись и не сообщали о своей принадлежности к кампании «Гражданин и полиция». Граждане, приходящие в отделение полиции, не пытались пройти в помещения, предназначенные для сотрудников, их задачей было ознакомление с местом, где они могут написать заявление и с информацией, предназначенной для граждан. В результате, в некоторых отделениях у них это получилось с трудом. В Медведевском отделении полиции и в Центральном отделении полиции г. Йошкар-Олы у посетителей попросили предъявить некие документы, подтверждающие их полномочия. Непонятно, какие полномочия должны быть у людей, которые, хотят, к примеру, узнать контакты Уполномоченного по правам человека в республике или график приема граждан Начальником отдела. А эта информация находится в недоступном для граждан месте, и пройти в него сложно. Тем не менее, стоит отметить, что после переговоров с сотрудниками посетителям все же удалось ознакомиться с информацией на всех стендах, а также увидеть помещения для написания заявлений.

В целом, по итогам акции видны значительные изменения, происходящие в работе регионального МВД, - комментирует Ольга Васильева, сотрудница МРОО «Человек и Закон», координатор кампании «Гражданин и Полиция» в Республике Марий Эл. - Опорные пункты, где создаются нормальные условия для работы с гражданами, оснащение отделов полиции, довольно быстрое предоставление услуги по выдаче водительского удостоверения в МРЭО ГИБДД, вежливое обращение сотрудников ДПС к водителям – все это свидетельствует об ориентации ведомства на улучшение качества своей работе. Но тема, поднимаемая МРОО «Человек и Закон» из года в год – о том, что работа полиции в первую очередь должна быть нацелена на предоставление качественной услуги безопасности населению, - людям, которые не имеют отношения ни к органам власти, ни к общественным объединениям, остается актуальной. Мы считаем, что главным показателем эффективности работы полицейского должны быть отзывы о нём обычных граждан. Жители и гости республики должны быть уверены, что, обратившись к полицейскому, они получат от него помощь или разъяснения. К этому, надеемся, и будет стремиться марийская полиции при нашем непосредственном участии.

 

 

Межрегиональная общественная правозащитная организация «Человек и Закон» решением Министерства юстиции России 30.12.2014 года внесена в реестр некоммерческих организаций, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 г. №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с учетом ранее внесенных изменений, а также в ред. от 02.07.2013).