Отчет о деятельности ОНК РО за 2015 год

Отчет о деятельности ОНК РО за 2015 год

938
п/п Наименование  показателей Наименование ведомств
1 2 3 4 5 6 7 8
    МВД ФСИН МО РФ УФМС ФСБ Всего
1 Количество мест принудительного содержания в субъекте Российской Федерации по ведомствам 108 18 1 2 1 129
        из них подвергнуто проверке по вопросам соблюдения прав человека в отчетном периоде 80 18   2 1 101
2 Количество посещений в ходе общественного контроля мест принудительного содержания  по ведомствам 170 137   2 1 310
3 Количество подготовленных заключений, предложений, рекомендаций администрации учреждений по результатам осуществления общественного контроля по ведомствам 159 122   2 1 284
        в том числе, по которым приняты меры администрацией учреждений 93 101   2 1 197
4 Количество проведенных бесед в ходе приема по личным вопросам в местах принудительного содержания 138 232   68 7 445
5 Количество  принятых жалоб и заявлений в ходе приема по личным вопросам 57 164   12   233
        из них подтвердившихся в ходе проверки 30 89   9   128
6 Количество коллективных мероприятий, проводимых в   местах принудительного содержания, в которых приняли участие члены ОНК 19 24       43
7 Количество общественных объединений привлеченных членами ОНК к оказанию содействия лицам в местах принудительного содержания  по ведомствам 7 5       12
8 Количество проведенных заседаний ОНК по итогам проверок соблюдения прав человека           14
9 Количество материалов, направленных ОНК руководству вышестоящих органов по ведомственной принадлежности мест принудительного содержания 44 57   4   105
        количество полученных ответов 35 54   2   91
10 Количество материалов, направленных комиссией в иные организации           32
        количество полученных ответов           27
11 Количество материалов ОНК опубликованных в СМИ по вопросам осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека по ведомствам 172 246   2   420
12 Оказывается ли помощь деятельности ОНК и в какой форме (выделено помещение, транспорт, материальная) Не оказывается          
        общественными организациями, выдвинувшими своих кандидатов в их состав; Не оказывается          
        органами исполнительной власти субъекта РФ Не оказывается          

 

 Деятельность ОНК Ростовской области за  2015 год  

 

Общественная наблюдательная комиссия Ростовской области (ОНК РО) осуществляет свою деятельности на постоянной основе в порядке, установленном Федеральным законом №76 от 10.06.2008г. в целях содействия реализации государственной политики в области обеспечения прав человека в местах принудительного содержания.

Состав Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области третьего созыва (ноябрь 2015 г.)

 

1.Председатель Петрашис Леонид Вальдемарович

2.Заместитель председателя Блохин Юрий Иванович

3.Заместитель председателя Поликарпов Олег Николаевич

4.Адаменко Дарья Викторовна

5.Арсенов Владимир Алексеевич

6.Бобышев Михаил Викторович

7.Вилис Алексей Анатольевич

8.Гончаров Игорь Владимирович

9.Егурнев Александр Владимирович

10.Новиков Николай Викторович

11.Иванова Евгения Александровна

12.Катасонов Владимир Николаевич

13.Клименко Алексей Георгиевич

14.Мнацаганов Андрей Жоржович

15.Мостовая Ирина Ивановна

16.Никитин Егор Валерьевич

17.Селезень Алексей Аликович

18.Пономарев Александр Владимирович

19.Попова Надежда Андреевна

20.Пупков Артем Валерьевич

21.Сокуренко Олег Владимирович

22.Хоботова Анна Павловна

23.Череватенко Валентина Ивановна

24.Чехов Сергей Владимирович

16 ноября 2015 года члены ОНК РО единогласно (24 человека) переизбрали председателем ОНК РО Петрашиса Л.В., а заместителями председателя стали Блохин Ю.И. и Поликарпов О.Н.

В составе Общественной наблюдательной комиссии Ростовской области (далее ОНК РО) 24 человека: 8 юристов (Блохин Ю.И. - к.ю.н., доцент кафедры уголовно-правовых дисциплин), 4 священнослужителя, 2 психолога, 2 журналиста, 3 тренера-эксперта по осуществлению общественного контроля в МПС.

Председатель ОНК РО Петрашис Л.В. является членом экспертного совета и руководителем рабочей группы по ОНК при УПЧ РФ, экспертом Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, экспертом совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета Европы "Российские ОНК - новое поколение",  координатором проекта «Повышение уровня доверия населения к правоохранительным органам ЮФО через общественный контроль, просвещение, гласность, а также профилактику преступности».

Зам. председателя ОНК РО Блохин Ю.И. к.ю.н. является доцентом кафедры уголовно-правовых дисциплин, экспертом Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, координатором по правовым вопросам совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета Европы "Российские ОНК - новое поколение".

Член ОНК РО Селезень А.А. является членом Общественного совета при УМВД РФ по Ростову-на-Дону, ФСКН по РО, ГУ ФСИН РФ по РО.

Член ОНК РО Арсенов В.А. является членом Общественного совета при ОМВД г.Каменск-Шахтинского.

Член ОНК РО Мнацаганов А.Ж. является членом Общественного совета при ГУ ФСИН РФ по РО.

Член ОНК РО Хоботова А.П. является членом Общественного совета при ГУ ФСИН РФ по РО.

Член ОНК РО Пупков А.В. является экспертом совместного проекта Уполномоченного по правам человека в РФ и Совета Европы "Российские ОНК - новое поколение" и администратором сайта проекта antipytki.ru, членом Общественного Совета при МУ МВД РФ  «Волгодонское».

 

 

 

Посещение МПС РО

С 01.01.2015 г. члены ОНК РО 310 раз посетили места принудительного содержания РО (ГУ ФСИН РФ по РО, ГУ МВД РФ по РО, ФМС по РО, ФСБ по РО, Министерства образования, Министерства обороны РО).

 

Основные жалобы и проблемные вопросы, связанные с соблюдением прав человека в МПС РО:

В учреждениях ФСИН РФ по РО:

Исправительные колонии

- низкое качество оказания медицинской помощи.

- увеличение количества жалоб от спецконтингента и их родственников на действия сотрудников медицинских частей из-за неоказания своевременной медицинской помощи.

- немотивированные (по мнению спецконтингента) отказы в приеме в ФКУ МОТБ-19 ГУ ФСИН РФ по РО.

- проблемы материально-бытового характера: низкое качество матрасов, недостаточное освещение в ШИЗО/ПКТ в режиме ночного и дневного освещения, отсутствие доступа к качественной питьевой воде, помещения, требующие ремонта.

- проблемы снабжения энергоресурсами учреждений.

- проблемы паспортизации и получения гражданства.

- жалобы от осужденных на невыплату положенных пенсий и компенсаций.

- нарушение права на переписку.

- необоснованные дисциплинарные взыскания.

- необоснованное водворение в ШИЗО/ПКТ.

- запрет на совершение осужденными религиозных обрядов.

- проблемы с трудоустройством.

- отказ в заверении доверенностей.

- отказ в предоставлении длительных и краткосрочных свиданий.

- некорректное, иногда грубое отношение сотрудников исправительных учреждений.

- отказ в удовлетворении ходатайств об УДО и замене наказания его более мягким видом.

- проблемы в процессе подтверждения и получения статуса инвалида, согласно перечня заболеваний.

- отказ в освобождении по постановлению Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2004 г. N 54 г. Москва «О медицинском освидетельствовании осужденных, представляемых к освобождению от отбывания наказания в связи с болезнью».

- жалобы на качество питания.

- неоказание квалифицированной юридической помощи.

- жалобы на незаконные действия со стороны спецконтингента и сотрудников учреждений.

- проблемы с осуществлением передач посылок (запрет некоторых видов продуктов, длительное время доставки и хранение).

- проблемы с обеспечением бытовой техникой в жилых отрядах.

- проблемы с режимом работы магазинов.

- проблемы с возможностью телефонной связи через специализированные автоматы, отсутствие карт оплаты.

Следственные изоляторы

- низкое качество оказания медицинской помощи.

- увеличение количества жалоб от спецконтингента и их родственников на действия сотрудников медицинских частей из-за неоказания надлежащей медицинской помощи.

- отказ в этапировании подозреваемых в муниципальные учреждения здравоохранения для получения консультации и оказания качественной медицинской помощи.

- немотивированные (по мнению спецконтингента) отказы в приеме в ФКУ МОТБ-19 ГУ ФСИН РФ по РО.

- в некоторых СИЗО региона подозреваемые/обвиняемые содержатся сверх положенного лимита.

- материально-бытовые проблемы: слабая освещенность в камерах, помещения, требующие ремонта, низкая температура в камерах, повышенная влажность, насекомые.

- отказы в приеме этапируемых из ИВС в СИЗО РО по медицинским показаниям.

- длительное ожидание обвиняемых в помещении сборного отделения при этапировании (в основном ФКУ СИЗО-3)

- отказ в освобождении по постановлению Правительства РФ от 14 января 2011 г. N 3 "О медицинском освидетельствовании подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений".

- нарушение права на переписку (жалобы на не отправление писем).

- отказ в предоставлении краткосрочных свиданий.

- жалобы на качество питания.

- жалобы на незаконные действия со стороны сотрудников.

- некорректное, иногда грубое отношение сотрудников СИЗО.

- необоснованные дисциплинарные взыскания.

- необоснованное водворение в карцер.

- проблемы с осуществлением передач от родственников (запрет некоторых видов продуктов, длительное время доставки).

- проблемы с обеспечением бытовой техникой в камерах.

По результатам проведенных членами ОНК РО проверок, часть жалоб и обращений частично (или полностью) подтвердились.

Учреждения МВД РФ по РО и УТ МВД РФ по СКФО

Специальные приемники и изоляторы временного содержания

- материально-бытовые: помещения, требующие ремонта (капитального/косметического), отсутствие питьевой воды.

- нехватка мед. персонала в некоторых ИВС РО.

- освещение в камерах некоторых ИВС РО не соответствует нормам.

- жилая площадь камер в некоторых ИВС РО не соответствует нормам, установленным законодательством.

- отсутствие прогулочных дворов, душевых комнат.

- отсутствие дез. камер.

- нехватка предметов первой необходимости и личной гигиены.

- недостаточное количество мест для содержания административно-арестованных в РО.

- проблемы с качеством оказания медицинской помощи в учреждениях муниципального здравоохранения.

- низкое качество постельного белья и принадлежностей.

- нехватка литературы и настольных игр, радиоточек.

Дежурные части

- в части ДЧ ОП региона помещения для задержанных (ПДЗ) отсутствуют,я либо не соответствуют нормам приказа МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".

- в некоторых ДЧ ОП не оборудованы ПДЗ, сотрудники допускают содержание задержанных лиц свыше 3-х часов без обеспечения их горячим питанием и постельными принадлежностями в ночное время, что не соответствует постановлению Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 301 "Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации".

- в некоторых ДЧ ОП содержимое аптечки не соответствует приказу Минздравсоцразвития РФ от 05.03.2011 № 169н "Об утверждении требований к комплектации изделиями медицинского назначения аптечек для оказания первой помощи работникам".

- в некоторых ДЧ ОП некорректно ведутся книги учета доставленных.

- в некоторых ДЧ ОП некорректно ведутся ведомости по предоставлению постельных принадлежностей и горячего питания (согласно приказу ГУ МВД РФ по РО №267).

- в некоторых ДЧ ОП некорректно ведется или отсутствует журнал учета посетителей, особенно лиц, находящихся в ОП помимо своей воли по т.н. «приглашению», когда препровождают оперативные сотрудники к следователю или дознавателю.

- в некоторых ДЧ ОП отсутствуют помещения для работы с доставленными гражданами, регламентированных приказом МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан".

- многие ДЧ ОП не оборудованы пандусами для инвалидов и/или кнопками вызова дежурного.

- в большинстве ДЧ ОП не заключены договоры на поставку горячего питания лицам, содержащимся в ПДЗ более 3-х часов.

По результатам проведенных членами ОНК РО проверок, часть жалоб и обращений нашла свое подтверждение.

Работа с жалобами

За отчетный период, членами ОНК РО было обработано 233 жалобы от осужденных/подозреваемых. По каждой из жалоб членами комиссии было отправлено сопроводительное письмо в правоохранительные и надзорные органы. В ходе работы двух общественных приемных в г. Ростове-на-Дону и г. Волгодонске членами ОНК РО было оказано 362 бесплатных правовых консультаций по вопросам уголовного законодательства, УДО и ИТР, амнистии и др. Членами ОНК РО был проведен личный прием более 445 лиц, находящихся в МПС РО.

Мероприятия

В период с 01.01.2015 г. члены ОНК РО провели и приняли участие в 59 рабочих встречах-совещаниях, круглых столах с представителями правоохранительных органов, органов исполнительной власти, представителями Правительства и аппарата УПЧ РО, правозащитниками из регионов РФ.

С 01.01.2015 г. члены ОНК РО 5 раз приняли участие в работе экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в РФ в г. Москва, а также в мероприятиях по реформированию пенитенциарной медицины и уголовного законодательства, общественных слушаниях с участием правозащитников из различных регионов РФ.

Члены ОНК РО в течение года 20 раз приняли участие в семинарах-тренингах для сотрудников правоохранительных органов и правозащитников в 16 регионах РФ в т.ч. г. Москва, г. Санкт-Петербург, Калининградская область, Нижегородская область, Волгоградская область, Краснодарский край, Амурская область, респ. Дагестан и др.

Члены ОНК РО организовали и провели 13 семинаров-тренингов для сотрудников правоохранительных органов, правозащитников из ЮФО и СКФО, представителей аппарата УПЧ, Общественных палат и Общественных советов при территориальных органах для освещения актуальных вопросов в сфере соблюдения прав человека, минимизации конфликтных ситуаций при исполнении своих должностных обязанностей, повышения их правовой грамотности в сфере международного и национального законодательства, ознакомления с решениями ЕСПЧ, минимизации конфликтов.

Мониторинг работы полиции

В рамках проекта «Гражданин и полиция 2015» и нового этапа мониторинга «Повышение уровня доверия населения к правоохранительным органам ЮФО через общественный контроль, просвещение, гласность, а также профилактику преступности», в 2015 году было проведено более 174 мероприятия по мониторингу работы сотрудников правоохранительных органов (ДПС, УУП, Отделов полиции, отделов МРЭО,02), произведен опрос населения о качестве работы полиции, а полученные результаты обобщены для дальнейшего их обсуждения с руководством Донского главка. В качестве участников мониторинга выступили члены ОНК РО, представители РОО «Волга-Дон», Общественной палаты Волгодонска и гражданские активисты – всего 45 человек.

Мониторинг обращения с уязвимыми группами граждан в местах предварительного заключения

В период с 1.07.2015 г. по 31.10.2015 г. проводился мониторинг обращения с уязвимыми группами населения в местах предварительного заключения.

В качестве уязвимых групп в рамках данного мониторинга рассматривались находящиеся в местах предварительного заключения: женщины, в том числе беременные и имеющие при себе детей; несовершеннолетние; инвалиды; больные, имеющие хронические заболевания.

Для изучения статистических данных движения в подведомственных местах принудительного содержания представителей уязвимых групп были направлены соответствующие запросы в ГУ МВД РФ по Ростовской области и ГУФСИН РФ по Ростовской области. Из данных на них ответов прослеживается статистика только в подразделениях ГУ МВД РФ по РО. Ответ ГУФСИН РФ по РО содержал нелепое объяснение, что количество заключенных с выделением среди них представителей уязвимых групп является информацией для служебного пользования. Нелепость такой мотивировки отказа тем более очевидно, что ответ подписан Врио начальника МСЧ Ветровым А.А., в полномочия которого по должности вовсе не входит определение степени закрытости данных о количестве заключенных в СИЗО.

В ходе мониторинга было посещено (в т.ч. повторно) 17 отделов полиции, 6 ИВС ОВД, 5 СИЗО.

В ходе посещений было опрошено: 6 несовершеннолетних (2 в ИВС и 4 в СИЗО), 13 женщин, в т.ч. 3 – с ребенком и 1 беременная женщина (2 в ИВС, 11 в СИЗО); 7 инвалидов I и II групп (в СИЗО).

Мониторинг качества оказания медицинской помощи в МПС РО

В период с мая по октябрь 2015 года члены ОНК РО и представители РРПОО «Ростовский правозащитный центр» 16 раз провели мониторинг качества оказания медицинской помощи в рамках проекта «Медпомощь в МПС» с применением медицинского модуля в учреждениях ГУ ФСИН РФ по РО, опросили 141 подозреваемого/обвиняемого/осужденного. Организовали и провели ряд семинаров – тренингов и «круглых столов» – совещаний для сотрудников ГУ ФСИН РФ по РО по вопросам оказания своевременной и качественной медицинской помощи осуждённым.

В ходе мониторинга общественные контролеры выявили ряд проблем в сфере оказания медицинской помощи подозреваемым/обвиняемым в МПС РО:

- формальное отношение сотрудников МЧ учреждений к оказанию медицинской помощи обвиняемым/осужденным (человеческий фактор)

- недостаточное количество квалифицированных специалистов в МЧ

- не всегда выполняются меры по выявлению и лечению хронических заболеваний

- отсутствие стационаров в учреждениях УИС РО (есть только в МОТБ-19)

- недостаточно эффективное взаимодействие МЧ с муниципальными учреждениями здравоохранения

- проблемы оказания экстренной помощи обвиняемым/осужденным с привлечением специалистов муниципальных учреждений здравоохранения

- отсутствие лицензии на фармацевтическую деятельность, профилактическую вакцинацию, деятельность «Дома ребенка», проведения экспертизы временной нетрудоспособности и освидетельствования спецконтингента на предмет наркотического и алкогольного опьянения

- недостаточная работа по внесению представлений для освобождения по болезни с применением постановления Правительства №3 и №54

 

Освещение деятельности ОНК РО в СМИ

Для всестороннего информирования общества об осуществлении общественного контроля в МПС РО, члены ОНК РО активно размещают материалы о своей деятельности в СМИ и сети Интернет.

С 01.01.2015 г. членами ОНК РО было размещено более 400 информационных и аналитических материалов о работе комиссии, заключений о посещениях МПС, рабочих встречах-совещаниях, актуальных интервью на сайте Российского проекта ОНК antipytki.ru, сайте Гражданское достоинство http://www.civildignity.ru/ru/, информационном портале vdnews.org и др. СМИ.

15 видеосюжетов о деятельности членов ОНК РО вышли в эфир ТРК «Волгодонский Вестник», телеканала Lifenews. Также, работа ОНК РО освещалась в ряде областных и федеральных СМИ.

Члены ОНК РО при поддержке руководства территориальных органов РО сняли 4 учебных фильма по осуществлению мониторинга работы сотрудников полиции.

 

Взаимодействие с правоохранительными и исполнительными органами власти

ГУ МВД РФ по РО

В феврале 2015 года члены ОНК РО и руководство ГУ МВД РФ по РО подписали Соглашение о взаимодействии, благодаря которому удалось разрешить практически все имеющиеся сложности, возникающие при взаимодействии членов комиссии с руководством территориальных органов в сфере общественного контроля в учреждениях с МПС ГУ МВД РФ по РО

 

Позитивные изменения:

- улучшилась ситуация с исполнением приказа МВД РФ от 30 апреля 2012 г. N 389 «Об утверждении Наставления о порядке исполнения обязанностей и реализации прав полиции в дежурной части территориального органа МВД России после доставления граждан", постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. N 301 "Об утверждении Положения об условиях содержания, нормах питания и порядке медицинского обслуживания задержанных лиц в территориальных органах Министерства внутренних дел Российской Федерации".

- приведены в соответствие большая часть помещений для работы с доставленными (далее ПДЗ).

- сократились случаи содержания лиц в ДЧ ОП свыше 3-х часов без обеспечения горячим питанием и постельными принадлежностями.

- часть ДЧ ОП были оборудованы пандусами и/или кнопками вызова дежурного.

- налажено конструктивное и оперативное взаимодействие между членами ОНК РО с руководством и сотрудниками ГУ МВД РФ по РО.

 

 

УТ МВД РФ по СКФО

У членов ОНК РО сложилось конструктивное взаимодействие с сотрудниками УТ МВД РФ по СКФО по осуществлению общественного контроля в учреждениях УТ МВД РФ по СКФО, а также по проведению мониторинга деятельности подразделений. Предоставляется вся необходимая документация, разрешается фото-и видеосъемка, в кратчайшие (реальные) сроки исправляются выявленные замечания и недостатки.

ГУ ФСИН РФ по РО

У членов ОНК РО и руководства ГУ ФСИН РФ по РО сложилось конструктивное взаимодействие, которое положительно влияет на эффективность осуществления общественного контроля за соблюдением прав человека в МПС ГУ ФСИН РФ по РО.

Вместе с тем, качество предоставляемой информации (ответов) по запросам  членов ОНК РО от ГУ ФСИН РФ по РО оставляет возможность для его повышения.

Позитивные изменения:

- сократилось время ожидания обвиняемых в помещении сборного отделения при этапировании.

- улучшились материально-бытовые условия содержания спецконтингента в МПС РО.

- улучшилось качество и своевременность оказания медицинской помощи.

-  уменьшилось количество жалоб спецконтингента на незаконные действия сотрудников, а также на низкое качество питания, условия переписки, работу пунктов приема посылок/передач.

- налажено конструктивное и оперативное взаимодействие между членами ОНК РО с руководством и сотрудниками ГУ ФСИН РФ по РО

 

Прокуратура

Налажено конструктивное и оперативное взаимодействие между членами ОНК РО с представителями Прокуратуры (по линии ФСИН). Еще есть проблемы взаимодействия членов комиссии с представителями прокуратуры по линии МВД.

ФМС

Налажено конструктивное и оперативное взаимодействие между членами ОНК РО с руководством и сотрудниками СУВСИГ УФМС РО.

 

Правительство Ростовской области

 

Взаимодействие у членов ОНК РО с представителями Правительства региона остается по-прежнему малоэффективным. Не смотря на многочисленные приглашения на проводимые ОНК РО мероприятия, руководство Правительства РО не проявили интереса к социально-важной и необходимой для общества деятельности членов комиссии по содействию в реализации государственной политики в области защиты прав человека в местах принудительного содержания. В большинстве мероприятий, проводимых ОНК РО принимает участи и оказывает эффективное содействие только главный специалист Управления социально-политических коммуникаций Правительства РО Алексеев В.А.  Правительство РО не оказывает информационной, материальной и иной поддержки членам ОНК РО в осуществлении их деятельности по общественному контролю за соблюдением прав человека в МПС, а также не поощряет наиболее активных членов ОНК РО по результатам их деятельности, несмотря на то, что работа комиссии направлена на  сокращение случаев нарушений  прав  человека  в  МПС,  повышение  качество  материально-бытовых  условий содержания  и  оказания  медицинской  помощи  спецконтингенту,  уменьшение количества негативных  отзывов  о  работе  УИС  РО  в  СМИ,  а  также  снижение  уровня постпенитенциарного рецидива и общей криминогенности в регионе. Это особенно важно, так как после освобождения 99% лиц,  содержащихся  в  МПС  РО, остаются  жить  на территории Ростовской области (ежегодно через учреждения ГУ ФСИН и ГУ МВД РФ по РО проходят более  100 тысяч человек, а  вместе с членами  их семей, которые  весь  этот период  в  той  или  иной  мере  сталкиваются  с  работой  правоохранительных  органов,  эта цифра достигает 500 тысяч человек).

 

В 2015 году одна из НКО, в которой работают члены ОНК РО – АНО «Общественный контроль» получила областной грант в сумме 204 тысячи рублей (при заявке в 500 и сумме софинансирования в 50 тысяч) на реализацию социально – значимого проекта «Повышение доверия населения к правоохранительным органам Ростовской области через мониторинг, просвещение и взаимодействие». В рамках реализации программы члены ОНК РО провели 50 мероприятий по мониторингу полиции (вместо 25 заявленных), 4 семинара – тренинга (заявлено 2), проконсультировали более ста человек по правовым вопросам (заявлено 40), тем самым значительно перевыполнили календарный план, используя свои личные средства. При сдаче итоговой отчетности, представители правительства РО отказались принимать затраты на питание участников семинаров-тренингов и командировочные расходы участникам организации в сумме 19 800 рублей и требуют АНО «Общественный контроль» вернуть в бюджет требуемую сумму, хотя сама смета затрат была утверждена представителями областного правительства еще до начала работы по проекту и никаких дополнительных разъяснений по формированию статей расходов не предоставляли. Представители АНО «Общественный контроль» считают, что все обязательства по реализации проекта ими были исполнены в полном объеме, все затраты подтверждены документально, а значит требования и претензии со стороны представителей областного правительства не обоснованы и неправомерны.

 

 

Общественная палата РО

 

Только в конце 2015 года началось конструктивное взаимодействие председателя постоянной комиссии по вопросам общественной безопасности, правопорядку и общественному контролю Общественной палаты РО Лазуренко В.Н. с ОНК РО.

 

Уполномоченный по правам человека РО

У членов комиссии сложись рабочие отношения с руководством и представителями УПЧ РО. Представители аппарата УПЧ РО участвуют в некоторых мероприятиях, проводимых ОНК РО.

 

Министерство обороны РФ в Южном военном округе

У членов комиссии сложись рабочие отношения с представителями Министерства обороны в ЮФО. Открыты и готовы к взаимодействию с ОНК РО.

 

ФСБ по Ростовской области (МПС погранслужбы)

У членов комиссии сложись рабочие отношения с представителями ФСБ по РО. Открыты и готовы к взаимодействию с ОНК РО.

 

Министерство образования Ростовской области

Рабочие отношения с представителями Министерства образования РО.

 

 

Финансирование деятельности ОНК РО

 

В 2015 году финансирование деятельности членов ОНК РО осуществлялось только за счет средств президентских и областных грантов, выделенных НКО, выдвинувших членов комиссии, а также за счет личных средств членов ОНК РО. Других источников финансовой или иной поддержки со стороны представителей исполнительной власти члены ОНК РО не получали.

Членами ОНК РО был получен областной грант на реализацию проекта «Повышение доверия населения к правоохранительным органам Ростовской области через мониторинг, просвещение и взаимодействие» общей суммой 204 тысячи рублей (при софинансировании  в 50 тысяч рублей), в рамках которого члены ОНК РО провели значительно больше мероприятий, чем было запланировано в календарном плане. По итогам реализации проекта, представители правительства отказались учитывать затраты организации на питание участников семинара и командировочные расходы, что по мнению представителей НКО является не правомерным, так как смета расходов была утверждена еще до начала реализации проекта, никаких дополнительных инструкций и разъяснений со стороны представителей областного правительства дано не было, а все понесенные затраты в ходе работы над проектом подтверждены документально.

 

 

 

 

Предложения по улучшению деятельности ОНК

 

1.Процесс формирования ОНК

На данный момент процесс формирования комиссий Общественной палатой РФ является абсолютно закрытым, сложным, не имеет эффективных и понятных для правозащитников критериев отбора, что, в конечном итоге, может приводить к формированию нежизнеспособных ОНК. Полномочия совета ОП РФ определять численный состав ОНК (от 5 до 40) иногда используются недобросовестно. Критерии и механизм его определения непрозрачны. Опыт набора ОНК Красноярского края показывает, что возможен вариант, когда сначала утверждают достойных кандидатов, отказывают в утверждении недостойным (с точки зрения совета ОП РФ) и получившийся численный состав определяется как утвержденный.
Действующее законодательство не имеет достаточных критериев для отбора эффективно работающих членов региональных комиссий. В настоящее время актуальной стала проблема сохранения в составах комиссии опытных правозащитников, которые по действующему законодательству не могут выдвигаться в состав ОНК больше, чем на 3 срока. Для изменения сложившейся ситуации целесообразно изменить механизм формирования комиссий:
- возложить полномочия по формированию региональных ОНК на совместно созданную комиссию, состоящую из представителей ОП РФ, УПЧ РФ и СПЧ РФ (с участием опытных и авторитетных правозащитников и членов ОНК из состава экспертного совета при УПЧ РФ).
- предусмотреть обязательное представление рекомендательных писем от организаций, выдвинувших кандидатов в члены ОНК, а также в отношение действующих членов комиссий (возможен вариант рассмотрения новых кандидатов на заседании комиссии - практика ОНК РО).
- определять механизм установления численного состава ОНК для региона до начала процедуры утверждения кандидатов. Это может быть либо количественный состав, установленный по заранее известным объективным критериям, либо любой, в пределах 40 человек. Положения ч. 9 ст. 10 ФЗ №76 об определении правомочного состава (не менее 2/3 от установленного)  склоняют Совет ОП РФ к первому из предложенных вариантов;
- в случае отказа от утверждения кандидата в члены ОНК, Советом ОП РФ направлять мотивированное письмо о причинах отказа.
- создать совместную комиссию ОП РФ - УПЧ РФ - СПЧ РФ по рассмотрению спорных вопросов, возникающих в процессе формирования региональных ОНК.
- в рамках Совместного проекта Совета Европы и Уполномоченного по правам человека в РФ предусмотреть обязательное обучение правозащитников и новых членов ОНК в регионах РФ с участием экспертов проекта (проводить тренинги, семинары, тематические занятия в регионах 1-2 раза в год на базе социально ориентированных правозащитных НКО, получившие президентские гранты, рекомендовать подавать заявки на получение президентских грантов реально работающих, социально ориентированных НКО, выдвинувших своих представителей в ОНК регионов).
- в ходе отбора кандидатов для включения в состав комиссий руководству общественной организации предлагается по каждому рекомендованному кандидату представить досье/резюме, подтверждающее его деятельность в области защиты прав человека.

- исключить из требований к кандидатам предоставления ими справки о наличии/отсутствии судимости, ксерокопий трудовой книжки, а также пункты Анкеты кандидата: №13 «Были ли Вы судимы (когда и за что)? Если были, то укажите сведения о снятой или погашенной судимости», №14 «Работали ли Вы в правоохранительных органах?», №15 «Имеются ли у Вас родственники, находящиеся в местах принудительного содержания?», №16 «Работаете ли Вы в организации, оказывающей платные юридические услуги? Оказываете ли Вы платные юридические услуги?», так как данные требования не обоснованы действующим законодательством.
- создать экспертный совет региональных ОНК (Федеральная общественная наблюдательная комиссия - ФОНК), в который могли бы войти опытные члены комиссий с сохранением их полномочий после окончания 3 срока их работы. Формирование экспертного совета ОНК (ФОНК) возложить лично на секретаря ОП РФ и Уполномоченного по правам человека в РФ при участии СПЧ РФ.
- проводить постоянный мониторинг работы региональных ОНК и выводить из их состава членов, которые не выполняют свои обязанности в соответствии с ФЗ-76.
- предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями.
- предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК не только от региональных некоммерческих организаций, но и от городских;

- рассмотреть возможность внесения изменений в ФЗ-76:

а) предусмотреть возможность выдвижения более 2-х кандидатов в члены ОНК региональными общественными организациями.

б) предусмотреть возможность выдвижения кандидатов в члены ОНК не только от региональных некоммерческих организаций, но и от городских.

в) исключить норму, ограничивающую выдвижение в члены комиссии более 3-х раз, и продлить срок полномочия членов ОНК до 5 лет (по аналогии с депутатами представительных и законодательных органов власти).

 

2.Материально-бытовые проблемы работы ОНК

ОНК, не являясь юридическим лицом, не могут рассчитывать на участие в грантах. Согласно ФЗ №76, компенсацию понесенных затрат осуществляет общественная организация, делегировавшая своего кандидата в ОНК. Очевидно, что компенсацию затрат может осуществить лишь та НКО, которая получила грант на соответствующую деятельность и только в отношении своего делегата. В большинстве случаев члены ОНК осуществляют контроль за соблюдением прав человека в МПС за счет личных средств, с использованием личного транспорта, средств связи и расходных материалов. При этом некоторые члены ОНК не имеют постоянный источник финансирования.

 

Помимо материальных и временных затрат, направленных на организацию посещений мест принудительного содержания, ОНК для осуществления своей деятельности требует организацию документооборота - в год регистрируется от 700 до 1500 единиц только входящей корреспонденции, затраты времени на его ведение,  канцелярские принадлежности и, соответственно, помещения и оргтехники.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 9 ФЗ №76 органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления вправе оказывать финансовую, имущественную, консультационную, информационную и иную поддержку общественным наблюдательным комиссиям. Анализ деятельности ОНК субъектов федерации показывает, что региональные органы власти и органы местного самоуправления неохотно пользуются предоставленным правом на оказание поддержки ОНК. Осуществление такой поддержки является скорее исключением, чем правилом.

Для эффективной работы комиссии ее членам необходимы: помещение-офис для работы с жалобами (аренда), приема заявителей и проведения совместных мероприятий; компенсация затрат на проезд, связь; оплата работы секретаря комиссии; командировочные расходы.

Для финансовой поддержки действующих комиссий целесообразно:

- рекомендовать исполнительным органам власти в регионах выстраивать конструктивные взаимодействие с ОНК регионов, оказывать поддержку при осуществлении членами комиссии общественного контроля в МПС, используя региональные бюджетные средства, выделяемые на деятельность Общественных палат и УПЧ в регионах (предоставление транспорта, оказание методических услуг, содействие в проведении мероприятий по общественному контролю – "круглых столов", семинаров, тренингов).

- рассматривать в приоритетном порядке заявки от организаций, выдвинувших членов ОНК и реально занимающиеся общественным контролем, с привлечением в качестве экспертов в конкурсные комиссии членов ОНК из экспертного совета при УПЧ РФ. В качестве критериев при определении победителей в конкурсе оценивать реальную работу ОНК регионов и её эффективность.

- рекомендовать региональным и муниципальным органам власти отдавать приоритет заявкам на получения финансовой поддержки в виде гранта от НКО членов ОНК.

- включить в критерии оценки деятельности региональных органов исполнительной власти, региональных ОП, УПЧ, эффективность содействия и взаимодействия с региональными ОНК.

3. Взаимодействие ОНК с органами исполнительной власти, местного самоуправления и правоохранительными органами.

В большинстве регионов РФ представители органов исполнительной власти практически не взаимодействуют с ОНК и не всегда имеют реальное представление о важности и актуальности деятельности комиссий. Отсутствие взаимодействия отрицательно сказывается на эффективности работы региональных ОНК. Более тесное взаимодействие исполнительной власти и правозащитников позволило бы повысить уровень доверия населения к органам исполнительной власти, местного самоуправления, и, как следствие, увеличить степень одобрения граждан деятельности власти в целом. Для изменения сложившейся ситуации, целесообразно рекомендовать представителям органов власти:

- включать членов ОНК в состав общественных палат в регионах и комиссии по профилактике преступности при главах регионов.

- выделять помещения для офиса ОНК из муниципального фонда  на безвозмездной основе.

- предусмотреть выделение бюджетных средств на освещение деятельности ОНК в СМИ

- Включить в критерии оценки деятельности правоохранительных органов (Прокуратура, ФСИН, МВД, ФСБ, ФМС, Минобразования, Минобороны) эффективность взаимодействия с региональными ОНК.

 

4. Социальные гарантии членам ОНК

При осуществлении общественного контроля по соблюдению прав человек в МПС, члены ОНК могут подвергаться угрозе жизни и здоровья. Посещение спец. учреждений для тяжелобольных осуждённых несет для членов комиссии определенные риски заражения рядом заболеваний. Также, при осуществлении своих обязанностей, члены комиссий могут подвергаться различным провокациям, которые в конечном итоге могут привести к их незаконному административному и уголовному преследованию. Целесообразно рекомендовать:

- обеспечить членов региональных комиссий полисами ОМС.

- в случае причинения члену ОНК в процессе осуществления общественного контроля соблюдения прав человека в МПС, увечья или иного повреждения здоровья, повлекших стойкую утрату трудоспособности, исключающую дальнейшую возможность осуществления трудовой деятельности, ему выплачивается единовременная денежная компенсация в размере 5 средних окладов в регионе.

- предусмотреть иммунитет от незаконного административного и уголовного преследования членов ОНК при осуществлении ими своих полномочий по аналогу иммунитета депутатов Законодательного собрания региона. (это важно).

Данные предложения были рассмотрены и одобрены в большинстве реально работающих комиссий РФ.