Для следователей разработали кодекс профессиональной этики

Для следователей разработали кодекс профессиональной этики

745

Общественная палата РФ и СПЧ разработают кодекс профессиональной этики… следователей. Мера вынужденная: количество жалоб россиян на сыщиков достигло критического уровня. Именно поэтому в будущем предполагается вообще не принимать на работу в качестве следователей лиц, которые не имели оценки «хорошо» или «отлично» по таким предметам, как «права человека», «формальная логика» и «этика следственной деятельности».

Последние громкие скандалы с арестами следователей подвигли к разработке еще одной революционной новации: предлагается в обязательном порядке перепроверять все уголовные дела, которые они вели.

- Фабрикация уголовных дел и фальсификации доказательств достигла масштабов, грозящих национальной катастрофой, - говорит член Совета по правам человека при президента РФ Андрей Бабушкин. - Самый последний пример: обнародованные в Интернете записи с сотового телефона следователя Можайского ОВД Анастасии Баряевой. Женщина откровенно делилась с коллегой подробностями фабрикации уголовного дела против двух мужчин, осужденных в итоге на 7 и 8 лет. И таких случаев многие тысячи. Качество работы предварительного следствия привело к тому, что и президент, и генеральный прокурор говорят о 30% невиновных, находящихся в колонии.

Именно потому и решено было дать общественную оценку проведению предварительного следствия на заседании Общественной палаты РФ. Если коротко — следствию в России поставили жирную «двойку».

Главная претензия правозащитников: свои низкий профессиональный уровень следователи компенсируют давлением на свидетелей и обвиняемых (в том числе помещая последних в СИЗО), а также используют пробелы в законодательстве, чтобы лишить их профессиональной защиты.

- Нередки случаи, когда гражданин, будучи еще формально в статусе свидетеля, фактически находится под арестом, - комментирует Бабушкин. - У него во время обыска отбирают все средства связи, силой везут на допрос, где не предоставляют никакого адвоката (свидетелю ведь он не положен).

Правозащитники констатировали: если человек провел в СИЗО какое-то время, то в 99 случаев из 100 ему не избежать обвинительного приговора (независимо от того, виновен он в инкриминируемом преступлении или нет). А еще эксперты отметили, что даже когда следователи, в том числе высокопоставленные, уже сами проходят фигурантами по уголовным делам, приговоры, основанные на собранных ими материалах, вступают в законную силу. Ведь по действующему законодательству арест следователя и его руководителя не является основанием для проверки других уголовных дел, находившихся в их производстве. Вот именно это в первую очередь и намерены исправить.

Итак, вот главные новации, на которых намерены настаивать правозащитники. Во-первых, планируется законодательно обязать следователя приходить к своему «подопечному» в СИЗО по его первой просьбе. Сейчас сложилась уникальная ситуация, когда арестованный может не видеть его по полгода и даже больше (один из заключенных «Матросской тишины» недавно объявил головку, выдвинув единственное требование — встретиться со своим следователем).

Кроме того следователь не сможет больше отказывать в ходатайствах заключенного о проведении допросов и очных ставок, составлении фотороботов и т. д. (сегодня нередко он даже не пытаясь их оценивать, опираясь на формулировку о том, что является «процессуально независимым лицом»).

В третьих, планируется вернуть в УПК РФ некогда существовавшую норму об обязанности следователя и дознавателя полно, объективно и всесторонне расследовать уголовное дело.

- А после окончания следственных действий он будет обязан составить опись всех документов, содержащихся в каждом из томов уголовного дела, пронумеровать чернильной нестирающейся ручкой, прошить и опломбировать, - говорит член ОНК Москвы, юрист правозащитного движения «Сопротивление» Максим Пешков. - Пломбу предлагаем разработать с достаточной степенью защищенности. Соответствующий законопроект уже разработан и позволит избежать подмен или фальсификаций материалов уголовного дела.

Вообще предполагается сделать следователя, как бы правильно сказать, уязвимым для общества. К примеру, по требованию сторон его смогут направлять для прохождения психо-физиологического исследования. Те же сыщики, действия которых в течение 3 лет не обжаловал никто из потерпевших или обвиняемых, получат доплату в размере 50 % от заработной платы.

Правозащитники настаивают: ежегодно должен проводиться независимый аудит не менее 1 % всех расследованных уголовных дел. Заниматься этим будут в том числе Общественные Советы при следственных органах, куда включат ветеранов следственных органов.