Краткий обзор выявленных нарушений в процессе реализации проекта «Юридическая помощь мигрантам и...

Краткий обзор выявленных нарушений в процессе реализации проекта «Юридическая помощь мигрантам и содействие ОНК по УР»

1627

Вступление:

С сентября 2015 года Удмуртское региональное отделение Общероссийского общественного движения «За права человека» (далее- УРО ООД «За права человека») реализует социально-значимый проект «Юридическая помощь мигрантам и содействие ОНК по УР», финансирование которого осуществляется за счет средств гранта, предоставленного Общероссийским общественным движением «Гражданское достоинство» в соответствии с Распоряжением Президента Российской Федерации от 1 апреля 2015 г. № 79-рп «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина».

В рамках реализации проекта была открыта и действует юридическая приемная для оказания бесплатной юридической помощи иностранным гражданам, лицам без гражданства. При необходимости, в особо сложных случаях, осуществляется юридическое сопровождение в содействии восстановления нарушенных прав обратившихся. Консультационные услуги и юридическое сопровождение оказывается квалифицированными специалистами в области миграционного права. При этом специалисты Удмуртии работают в тесном взаимодействии с Комитетом «Гражданское содействие» - эта общественная благотворительная организация помощи беженцам и вынужденным переселенцам осуществляет свою деятельность уже 25 лет и соответственно имеет большой опыт работы по всему кругу вопросов, интересующих беженцев и мигрантов, является партнером Управления Верховного Комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ ООН).

Вторым направлением в рамках реализации проекта является проведение мониторинга соблюдения прав человека в области миграционного права в местах принудительного содержания граждан и содействие в установлении гражданства и документирования. Во время проведения вышеуказанного мероприятия проводятся встречи с заключенными с целью опроса и разъяснения законодательства, ознакомление с личными делами, запросы в различные инстанции, подготовка проектов заявлений для обращения в суд и иные инстанции.

К сожалению, во время реализации проекта правозащитники регулярно сталкиваются с нарушением прав граждан.

 

I блок. Проблемы в реализации прав в сфере миграционного законодательства в местах принудительного содержания

В первую очередь хотелось бы отметить, что с 2009 года правозащитники неоднократно поднимали вопрос перед прокуратурой УР о бездействии УФМС России по УР в вопросе исполнения организации взаимодействия с УФСИН России по УР по документированию граждан, находящихся в местах лишения свободы. В результате такого халатного отношения со стороны сотрудников миграционного ведомства, граждане после освобождения вновь лишаются свободы. Во многих случаях, после длительного содержания в Специальном учреждении временного содержания иностранных граждан и лиц без гражданства (далее- СУВСИГ) сотрудники миграционной службы по решению суда вынуждены выпускать граждан. При этом следует отметить, что люди длительное время содержатся в условиях несвободы без совершения ими какого-либо преступления в результате отсутствия своевременной работы сотрудников УФМС России по УР. В соответствии с «Регламентом взаимодействия ФСИН и ФМС, их территориальных органов по контролю за исполнением вынесенных министерством юстиции Российской Федерации решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы» (далее - Регламент) в случае прибытия в учреждение, исполняющее наказание, иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного за совершение умышленного преступления и не имеющего документов, удостоверяющих личность, либо в случае, если срок действия указанных документов на момент окончания срока наказания истечет, администрация учреждения, исполняющего наказание, в течение месяца со дня прибытия направляет информацию о таком иностранном гражданине или лице без гражданства в соответствующий территориальный орган ФМС России для организации оформления документов, включая свидетельство на возвращение, на иностранного гражданина или лица без гражданства, осужденного за совершение умышленного преступления.

Пунктом 9 Регламента установлено: «После получения из учреждения, исполняющего наказание, информации, необходимой для подтверждения гражданской принадлежности и организации оформления документов на осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства, включая свидетельство на возвращение, территориальный орган ФМС России направляет запрос с приложением документов в дипломатическое представительство или консульское учреждение государства гражданской принадлежности (предполагаемой гражданской принадлежности) иностранного гражданина или постоянного (преимущественного) проживания лица без гражданства с целью оформления документов на указанную категорию лиц, включая свидетельство на возвращение. Организация оформления документов на осужденного иностранного гражданина или лица без гражданства, включая свидетельство на возвращение, осуществляется территориальным органом ФМС России с учетом срока освобождения иностранного гражданина или лица без гражданства из учреждения, исполняющего наказание».

Однако на практике исполнение вышеуказанного нормативного акта сотрудниками УФМС России по УР начинается непосредственно перед освобождением заключенного, а поскольку на переписку с посольствами и консульствами требуется большой промежуток времени, к моменту освобождения заключенного не только не готовы документы, но и в большинстве случаев не подтверждена информация о наличии либо отсутствии гражданства. При этом, на фоне всех учреждений УФСИН Удмуртии значительно отличается ФКУ ИК-5 УФСИН России по УР. Только в этой колонии было установлено наличие свидетельств на возвращение иностранных граждан. Отличительной чертой этого учреждения является наличие в личных делах иностранных граждан и лиц без гражданства анкет, где отражена вся необходимая информация для документирования заключенного к моменту освобождения.

Следующая проблема – это сбор и направление документов для представления в Министерство юстиции РФ для вынесения решения о нежелательности пребывания в РФ. Как было установлено во время проведения мониторинга, сотрудники учреждения направляют непроверенную информацию о наличии гражданства заключенного, без проверки установленных законодательством данных. Такая ситуация приводит к тому, что выносятся неправомерные Решения, в связи с правовой неграмотность и халатностью сотрудников УФСИН, УФМС при принятии Решения о нежелательности пребывания в России приводят к серьезным нарушениям прав граждан и не только заключенных, но и их родственников. Которые вынужденно разлучаются со своим близкими на несколько лет. При этом абсолютно не учитываются требования Конвенции о защите прав человека и основных свобод, Конституции РФ и решения Конституционного суда РФ.

Установление места жительства на момент 06.02.1992 года лицам без гражданства отдельная большая проблема. В соответствии с требованиями статьи 265 Гражданского процессуального кодекса «Условия, необходимые для установления фактов, имеющих юридическое значение», суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов. Однако вопреки этой норме, сотрудники миграционной службы установив факт проживания гражданина на указанную дату в РФ, сообщают об этом заключенному, но при этом рекомендуют последнему обращаться в суд. Однако судебная защита в данном случае для лиц без гражданства практически недоступна. Правозащитники регулярно сталкиваются с тем, что суды отказывают в принятии заявления, ссылаясь на несоблюдение требования ст. 266 ГПК РФ, в которой определена территориальная подведомственность принятия такого рода заявлений – по месту жительства заявителя. В своем отказе в принятии заявления об установлении юридического факта судьи разъясняют, что колония не является местом жительства. Таким образом, у лиц без гражданства, не имеющих никакой прописки, отсутствует возможность установить необходимый для установления гражданства факт. Над этой проблемой работают юристы проекта.

Кроме вышеизложенного, хотелось бы отразить еще одну проблему, которая затрагивает права лиц без гражданства. При этом проблема касается и как освобождающихся заключенных, так и лиц не судимых. Ст.2 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" определяет лицо без гражданства как физическое лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательств наличия гражданства (подданства) иностранного государства. Под депортацией понимается принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.  По смыслу закона, иностранный гражданин, подлежащий депортации, возвращается в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания, а лицо без гражданства - в государство постоянного (преимущественного) проживания. В соответствии с п. 6 Приказа Минюста России N 100, МИД России N 7509, ФМС России N 375, ФСБ России N 271 от 19.05.2014 "Об утверждении Порядка организации взаимодействия Федеральной службы судебных приставов, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной миграционной службы и Федеральной службы безопасности Российской Федерации по административному выдворению за пределы Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства в форме принудительного и контролируемого перемещения через Государственную границу Российской Федерации" в целях исполнения постановления суда о выдворении за пределы Российской Федерации территориальный орган ФМС России принимает меры по оформлению в дипломатическом представительстве или консульском учреждении государства гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания данного иностранного гражданина свидетельства о его возвращении в государство гражданской принадлежности (подданства) или постоянного проживания, а для лица без гражданства, подлежащего административному выдворению, при отсутствии сведений о государстве постоянного (преимущественного) проживания по согласованию с МИДом России - меры по определению государства выезда лица без гражданства и оформлению документов, необходимых для выезда из Российской Федерации.

Однако, вопреки установленной норме, сотрудники миграционной службы не утруждают себя установлением постоянного (преимущественного) места проживания. Не усложняя себе жизнь, принимают решение о выдворении человека в страну по установленному месту рождения, не учитывая при этом, что постоянным местом проживания гражданина была Россия, а в стране выдворения у человека нет ни жилья, ни родственников, а сам выдворяемый не знает даже национального языка страны, куда его выдворяют.

Условия содержания в СУВСИГ и проблемы реализации прав граждан, находящихся в условиях лишения свободы.

В целом правозащитники высоко оценивают работу сотрудников СУВСИГ. Доброжелательность, внимательное отношение отмечают не только содержащиеся под стражей и правозащитники, но родственники, приезжающие на свидание к задержанным, тепло отзываются. Но и здесь есть свои проблемы, затрагивающие права заключенных: это нахождение граждан практически в тюремных условиях – запираемых камерах; стекла покрыты непрозрачной матовой пленкой по типу «морозного стекла»; выключатели света находятся за пределами камер, соответственно заключенные не могут самостоятельно воспользоваться возможностью регулировать освещенность камеры в зависимости от потребностей. Правозащитниками отмечено не надлежащее оказание медицинской помощи.

Кроме того, есть значительные пробелы законодательства, которые в значительной степени затрагивают права заключенных – это в первую очередь законодателем не установлена возможность удостоверять начальником учреждения доверенности и иные документы, необходимые для представления интересов заключенных. Такая норма есть для заключенных в местах лишения свободы, но СУВСИГ не приравнивают к таковому, хотя де-факто учреждение является местом, где граждане лишены свободы. Отсутствует регламентирование приема обращения граждан, регистрация их, направление в инстанции.

 

II блок. Проблемы в реализации прав в сфере миграционного законодательства иностранных граждан и лиц без гражданства

Во время реализации проекта оказывалась бесплатная юридическая помощь иностранным гражданам, лицам без гражданства и родственникам вышеуказанных категорий граждан. Во время консультаций выявляются проблемы, часть из которых можно выделить как системные проблемы, над которыми нужно работать на законодательном уровне, а также путем обучения сотрудников миграционной службы и иных заинтересованных ведомств, судей в использовании в своей деятельности решений Конституционного суда РФ, Пленумов Верховного суда РФ, Европейского суда по правам человека.

Вынося решения, сотрудники УФМС и суды при рассмотрении вопросов о применении мер административной ответственности должны руководствоваться не только своими внутренними убеждениями и наличием предоставленных фактов, не только учитывать характер правонарушения, его опасность для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий (в том числе для лица, привлекаемого к ответственности) тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; иное в силу конституционного запрета дискриминации и выраженных в Конституции РФ идей справедливости и гуманизма несовместимо с принципами индивидуализации ответственности за административные правонарушения. Такими же принципами должны руководствоваться иные ведомства, уполномоченные выносить решения о нежелательности пребывания в Российской Федерации и запрета въезда в РФ.

Однако вопреки установленным нормам и судебной практике, должностные лица и судьи подходят формально к разрешению вопросов, тем самым ломая судьбы людей, разбивая семьи, подвергая жизнь граждан опасности.

Вопрос об отправке граждан, в отношении которых вынесено решение об административном выдворении. Отмечены случаи длительного содержания иностранных граждан в связи с отсутствием денежных средств в службе приставов. На данный момент не понятны условия возможности выезда за счет родственников.

Во время проведения рейдов службой УФМС задерживаются иностранные граждане, составляются объяснительные, при этом не приглашаются переводчики. В большинстве своем задержанные подписывают все, абсолютно не понимая содержания документа. Это нарушение прав граждан продолжается и в судебном заседании: без переводчика и адвоката судьи выносят решения только на материалах, предоставленных УФМС.

Совсем не поддаются никакой логике действия сотрудников транспортной полиции и судов. Иностранные граждане задерживаются на вокзалах во время ожидания поезда. Во время проверки документов, при обнаружении просроченного срока пребывания в России даже на незначительный срок граждане доставляются в суд, где в отношении них выносится решение о контролируемом административном выдворении и помещении в СУВСИГ до исполнения решения суда. Во внимание не принимается тот факт, что у гражданина на момент задержания были куплены билеты до места постоянного проживания. Таким образом закупленные билеты пропадают, а выдворяемый содержится в СУВСИГ за счет бюджетных средств, причем несутся такие затраты, как закупка билетов самому провинившемуся до страны проживания, сопровождению + командировочные расходы.

Особого внимания требует вопрос подделки документов сотрудниками миграционной службы. Установлено, что они составляют документы, содержание которых не соответствует действительности и сами ставят подписи за находящихся в СУВСИГе задержанных.

Довольно спорный вопрос с гражданами Украины, выдворяемыми за пределы РФ. Общеизвестный факт - обстановка в Украине довольно неоднозначна и к гражданам такой категории следует относиться особо тщательно. Но и здесь человечность и гуманизм не имеют места ни у сотрудников миграционной службы, ни у судей.

Как уже сообщалось ранее, юристы проекта и адвокаты, не участвующие в проекте зачастую в судебном порядке отменяют незаконно вынесенные решения либо нижестоящего суда, либо ведомств, уполномоченных на принятие решений в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства. Но вместо принятия мер по законной легализации в России, сотрудники миграционной службы каждый раз настаивают на выезде гражданина из России с последующим возвращением с целью получения отметки в паспорте о пересечении границы. Хотелось бы понять, для чего граждан вводят в заблуждение, принуждая совершать совершенно ненужные действия? Непонятно. При этом всегда возникает опасность, что при пересечении границы может быть наложен запрет на въезд.

Еще одно из нарушений прав граждан – это отказ в ознакомлении с основаниями наложенного запрета. В соответствии с законодательством, миграционная служба предоставляет на руки гражданину только уведомление о наложенном запрете, а при обращении в службу отказывает в ознакомлении, ссылаясь на отсутствие нормы закона, обязывающей знакомить граждан с такими сведениями либо предлагается написать заявление и ждать его разрешения в установленный законодательством срок – 30 дней. За это время пропускаются все сроки обжалования решения и человек, добиваясь восстановления своих нарушенных прав, действительно оказывается нелегалом.

Насущная проблема – это праздничные дни. Когда человек приходит за продлением срока пребывания в России до праздников, в УФМС ему сообщают, что он пришел рано и отказывают в предоставлении услуги. Однако срок наступает во время праздников, ведомство не работает. Когда же гражданин приходит после праздников, ему сообщают, что он нарушил законодательство и применяют меры к выдворению гражданина с запретом въезда в Россию в течение нескольких лет.

Это краткий обзор выявленных нарушений в области миграционного права, которые выявлены при довольно незначительном промежутке времени реализации проекта «Юридическая помощь мигрантам и содействие ОНК по УР». Но мы считаем, что указанные проблемы подлежат обсуждению и разрешению при взаимодействии заинтересованных ведомств и правозащитников.