Лекция «Критерии правомерности ограничения прав и свобод граждан»

Лекция «Критерии правомерности ограничения прав и свобод граждан»

1370

В рамках реализации третьего этапа проекта «Эффективная система общественного контроля в Южном и Северо – Кавказском Федеральных округах» (Распоряжение Президента Российской Федерации № 79-рп от 01.04.2015 «Об обеспечении в 2015 году государственной поддержки некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества и реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина» 19 апреля 2016 года в Южно-Российском институте-филиале Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ для студентов юридического факультета Юрием Блохиным проведена лекции «Критерии правомерности ограничения прав и свобод граждан».

Деятельность государственных органов и должностных лиц зачастую связана с правоприменением для обеспечение общественного интереса. Общественный интерес предопределяет необходимость в отдельных случаях прибегать к ограничениям прав и свобод граждан. Правомерность ограничение прав и свобод часто бывает предметом обжалования, в связи с чем актуализируется тема четкого разграничения правомерного ограничения прав и свобод от неправомерного. Данная тема актуальна и с точки зрения граждан, чьи права и свободы могут быть ограничены, и с точки зрения будущей профессиональной деятельности.

Безусловно, первый и самый конкретный критерий правомерности – это законность, то есть наличие в нормативных правовых актах подобных полномочий.

Опыт общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Ростовской области в качестве члена ОНК показал, что некоторые сотрудники ошибочно считают законность (наличие предусмотренного в нормативных актах полномочия ограничивать права и свободы граждан) достаточным основанием для того, чтобы прибегнуть в правоограничениям..

В то же время, ст. 55 Конституции РФ называет в качестве правомерности правоограничений в качестве обязательного, но не единственного критерия правомерности таких ограничений.

Действия или бездействие сотрудников правоохранительных органов, ограничивающие права, признаются правомерными, если они не только прописаны в действующем законодательстве, но и являются обоснованными (целесообразными), то есть направлены на достижение социально значимых целей, а также соразмерными (в терминологии Европейского суда по правам человека – необходимыми в демократическом обществе).

Указанные критерии прямо предусмотрены не только Конституцией, но и из Европейской Конвенции об основных правах и свободах человека и основанной на ней практики ЕСПЧ. На эти три критерия указывает и Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении №21 2013 года. При этом Пленум ВС РФ специально подчеркивает, что несоблюдение хотя бы одного из этих критериев ограничения представляет собой нарушение прав и свобод человека, которые подлежат судебной защите в установленном законом порядке.

Общественный контроль за правомерностью правоограничений должностными лицами государственных органов, взаимодействие общества и государства будут способствовать усилению гарантий прав человека в деятельности государственных органов и должностных лиц, позволит обеспечить доверие и поддержку граждан и, в результате, будет содействовать реализации положений Конституции Российской Федерации о том, что права человека определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти.