Ужасные условия и Ужасающий не уходящий в прошлое произвол конвоиров прив ходе этапированиия заключённых заставляет вспомнить обязаны не только наследиюи ГУЛАГа
Заключённые в России вынуждены переносить мучительные условия в ходе перевозки за тысячи километров в переполненных, лишённых окон железнодорожных вагонах, где они находятся зачастую целыми неделями без перерыва, на пути в исправительные колонии, расположенные в удалённых регионах страны, - говорится в новом докладе, опубликованном 25 октября 2017 г. Amnesty International при содействии совместно с российских правозащитников XXXX.
Доклад «Этапирование заключённых в России: Путь в неизвестность» содержит документально подтверждённые свидетельства бесчеловечных условий, которые вынуждены выносить заключённые – и мужчины, и женщины – в ходе этапирования, методы характер которогогео во многом обязан были унаследию ованы из сталинского периода советской эпохи. Из выводов доклада следует, что дтакнныие условия равносильны пыткам и жестокому обращению.
«Заключённых, которых приговорили к отбыванию наказания, набивают в тесные камеры спецвагонов, лишённых вентиляции, света, воды, постельного белья; им не позволяют в должной мере пользоваться туалетом и отправляют в путешествия, которые часто длятся по месяцу или даже дольше, чтобы доставить их к местам отбывания наказания, расположенным за тысячи километров от дома и родственников», – заявил Денис Кривошеев, заместитель директора Amnesty International по Европе и Центральной Азии.
«Пришло время создать для этапирования заключённых более человечные условия. Российские власти должны избавиться, наконец, от наследия ГУЛАГа в современной пенитенциарной системе».
Заключённых обычно перевозят в железнодорожных спецвагонах; их называют «столыпины» - ещё один пережиток советского прошлого. Двенадцать и более заключённых вместе с вещами помещают в одно купе –, в котором могут нормально спать только четыре человека.
Один заключённый описал поездку в таком поезде: вместе с ним в одном купе находились 12-13 других заключённых, которых везли пять с половиной недель:
«Мы четыре дня ехали в Самару, без постельного белья, в одной и той же одежде, без всего. Нам не давали даже возможности почистить зубы. Было 40 градусов [жары], а в баке и в туалете не было воды».
В ходе перевозки заключённым разрешают пользоваться туалетом не чаще, чем один раз каждые пять или шесть часов. Во время длительных стоянок на запасных путях их вообще не пускают в туалет. Заключённые, которым раньше уже приходилось совершать такие поездки, рассказывают, что стараются вообще ничего не есть и не пить за ночь до перевозки, и берут с собой как можно больше пластиковых бутылок.
Ещё один бывший заключённый сказал:
«Если бы накануне я знал об этом, я бы перестал пить, я следил бы за потреблением воды. Лучше помучиться от жажды, чем страдать в поезде».
География, унаследованная от сталинских времён
Несмотря на то, что в целом в соответствии с законодательством заключённые должны отбывать наказание в непосредственной близости от мест проживания, чтобы облегчить последующую реабилитацию, большинство заключённых, и в особенности женщины, отбывают наказание за тысячи километров от своих домов и семей.
Российская Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН) унаследовала от советского ГУЛАГпериода сеть исправительных колоний, многие из которых расположены в бывших исправительно-трудовых лагерях ГУЛАГа, которые находятся расположенных в малонаселённых регионах страны. Это означает, что заключённых необходимо перевозить на отдалённыбольшие расстояния – часто до 5 5000 км. Это, в свою очередь, делает посещения родственников практически невозможными. Поскольку лишь 46 из 760 пенитенциарных учреждений России предназначены имеют отделения для женщин-заключённых, они чаще мужчин вынуждены подвергаться этапированию на большие расстояния.
«Удалённость от близких – это один из способов психологической обработки заключённых. Они находятся очень далеко от любой поддержки, помощи», - сказал Алексей Соколов из «Уральской правозащитной группы».
Зачастую этапирование может длиться месяц и больше.
Фактически это можно рассматривать как насильственное исчезновение
Федеральная служба исполнения наказаний считает совершенно секретной всю информацию, касающуюся перевозки заключённых и их местонахождения. Ни заключённых, ни их родственников или адвокатов не уведомляют о конечном пункте назначения до того, как начинается перевозка этапирование. Заключённых везут почтрактически в полной темноте в «столыпиных» или в тюремных фургонах, лишённых окон или иного освещения. Им и не разрешаеются иметь при себе часы, что ещё больше усиливает их дезориентацию.
«Во время этих длительных перевозок у заключённых нет никакой возможности связаться с внешним миром. Они практически «исчезают» на целые недели или даже месяцы. Это открывает дорогу различным злоупотреблениям и юридически равносильно насильственным исчезновениям», - подчеркнул Денис Кривошеев.
Классическим примером может служить недавнее дело Ильдара Дадина – Amnesty International сочлачитает его узником совести – он исчез в декабре 2016 года более чем на месяц после заявления о том, что его пытали. Сведения о нём появились лишь несколько недель спустя, 8 января 2017 года; стало известно, что он находится в колонии в 3 000 километрах от места отбывания наказания содержания под стражей, в котором он находился ранее. Власти заявили, что его перевели «для его собственной безопасности».
«Заключённые, которых втиснули в переполненные камеры железнодорожных спецвагонов, проводят дни и даже недели без всякой связи с внешним миром. На всё время этапирования заключённые полностью пропадают из поля зрения, их бесконечных страданий не видит никто. Это не что иное, как бесчеловечное и унижающее достоинство обращение, которому пора положить конец», - заявил ХХХ
Amnesty International и российские правозащитники призывают:
• Установить максимальную продолжительность перевозки заключённых и, исходя из этого,- выбор транспортных средств.
.
• Закрыть самые удаленные Перенестиот густонаселённых районов исправительные колонии ближе к наиболее густонаселённым районамв максимально короткие сроки, увеличить в разы количество колоний-поселений в городах и крупных поселениях.
• Уменьшить предельно допустимое число заключённых, перевозимых в камерах железнодорожных вагонов и в тюремных автофургонах.
• Обеспечить, чтобы специальные транспортные средства были доступны для общественного контролянадзора; кроме того,
-
Обеспечить незамедлительное информирование родственников
или законных представителей заключённых об их отправке в другие места принудительного содержания ихи местонахождении в транзитных учреждениях и о прибытии конечный пункт этапирования.
• В соответствии с действующим законодательством отказаться от направления и перевода Российские власти должны перестать увозить заключённых вдали изот регионаов, где они проживалиют их близкие,. в соответствии с действующим законодательством за исключением особо оговоренных случаев.
Справка
Доклад составлен по материалам многочисленных интервью с бывшими заключёнными, в том числе с бывшими узниками совести, их родственниками и адвокатами. Автор доклада – Хэза мак-Гилл.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДОКЛАДА «МЕЖДУНАРОДНОЙ АМНИСТИИ» НА ТЕМУ ЭТАПИРОВАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ В РОССИИ
УДАЛЁННОСТЬ ОТ ДОМА И СЕМЬИ
-
Строго придерживаться принципа, согласно которому всегда, когда это возможно, осужденных следует отправлять или переводить для отбывания наказания в тот регион, где проживают лица, с которыми поддерживаются родственные или иные близкие отношения, и с этой целью внести поправки в статьи 73 и 81 Уголовно-исполнительного кодекса РФ для того, чтобы уменьшить возможные исключения из этого правила;
-
Финансировать строительство пенитенциарных учреждений ближе к самым густонаселённым регионам России;
-
Увеличить количество женских участков в исправительных колониях, чтобы женщины-осужденные могли отбывать наказание ближе к своим домам и семьям;
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЖЕСТОКОГО, БЕСЧЕЛОВЕЧНОГО И УНИЖАЮЩОГО ДОСТОИНСТВО ОБРАЩЕНИЯ ПРИ ЭТАПИРОВАНИИ ОСУЖДЕННЫХ
-
Установить максимальную продолжительность перевозки заключённых в семь дней и обеспечить её выполнение;
-
Внести поправки в пункт 167 совместного приказа Министерства юстиции и Министерства внутренних дел от 24 мая 2006 года, с тем, чтобы перевозка заключённых проводилась в соответствии со стандартами Комитета ООН по предотвращению пыток, - в частности, в больших камерах железнодорожных специальных вагонов должны перевозиться не более шести заключённых и не более трёх заключённых в малых камерах;
-
Обеспечить санитарные условия перевозки осуждённых, обеспечивающие доступ к питьевой воде, туалету и вентиляции, при которых они не испытывали бы страданий и унижения человеческого достоинства.
СВЯЗЬ С ВНЕШНИМ МИРОМ
-
Внести необходимые законодательные изменения, чтобы гарантировать уведомление близких родственников и законных представителей осуждённого о его переводе и о конечном пункте назначения до начала перевозки, а также о местонахождении в каждом промежуточном месте его принудительного содержания, кроме исключительных случаев, когда есть убедительные основания не обнародовать такую информацию из соображений безопасности.