Совет по правам человека строит свою вертикаль

Совет по правам человека строит свою вертикаль

624

Аналог президентского СПЧ может появиться в каждом регионе

В каждом регионе со временем могут появиться советы по развитию гражданского общества и правам человека. Как выяснила «НГ», депутаты Госдумы от «Единой России» готовы принять участие в разработке соответствующего законопроекта. О необходимости появления такого института при губернаторах заявил на днях глава Совета по правам человека при президенте (СПЧ) Михаил Федотов. Эксперты опасаются, что вместо правозащитников в состав советов попадут назначенцы региональных начальников.

«Важным и своевременным» считает появление региональных советов по развитию гражданского общества депутат-единоросс Олег Савченко. В ближайшее время, как стало известно «НГ», он обратится в комитет Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству под руководством Владимира Плигина, чтобы «обсудить перспективы нового законопроекта»: «Если коллеги одобрят инициативу, я готов принять непосредственное участие в его разработке».

«Регионы сегодня находятся в разном экономическом, политическом и социальном статусе», – объяснил депутат свою позицию «НГ». Различия, по его словам, зависят не столько от объективных, сколько от субъективных причин – в частности от политики, проводимой губернаторами и мэрами городов. «В этом случае граждане являются заложниками ситуации, и такой институт им нужен в качестве одного из инструментов получения объективной информации и помощи в реализации гражданских прав и свобод», – убежден Савченко.

О необходимости создавать региональные советы по развитию гражданского общества, напомним, заявил на недавнем Втором экономическом форуме во Владимирской области глава СПЧ Михаил Федотов: «На федеральном уровне есть Общественная палата,  Уполномоченный по правам человека в РФ. У каждого свои методы работы, мы взаимодействуем друг с другом и дополняем друг друга. Чем больше здесь будет сконцентрировано усилий, тем лучше».

[Губернаторы, по примеру Владимира Путина, получат возможность советоваться с собственными правозащитниками. Фото с официального сайта президента РФ]
Губернаторы, по примеру Владимира Путина, получат возможность советоваться с собственными правозащитниками. Фото с официального сайта президента РФ

По словам Федотова, такие советы должны создаваться по аналогу президентского – то есть формироваться с использованием интернет-консультаций. Кроме того, в их состав не должны входить политические фигуры – «только правозащитники, эксперты, руководители общественных организаций: люди независимые и самодостаточные». Губернатор Владимирской области Светлана Орлова на форуме поддержала Федотова, допустив, что совет может вскоре появиться в ее регионе.

Член СПЧ Илья Шаблинский напомнил «НГ», что попытки создать совет – например в Краснодарском крае и Чечне – уже были. В первом случае совет существует с 2007 года, и в его составе сегодня около 20 правозащитников. Однако он практически не работает. «Главная функция членов совета – давать главе администрации рекомендации по разным вопросам. Но с губернатором Краснодарского края им удалось встретиться за эти годы всего один раз. О чем тут можно говорить?» – посетовал правозащитник.

По его словам, решение о создании совета должен, по идее, принимать губернатор – и большинство из них, разумеется, не хотят, чтобы им указывали: «Зачем им создавать орган, который будет критиковать их политику? А ведь смысл аппарата заключается именно в этом». Глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров после прошлогодней встречи с членами президентского СПЧ тоже пообещал создать совет. «Слово сдержал – но много ли от этого толку? Я вообще ничего про его деятельность сказать не могу», – говорит Шаблинский.

Дело еще и в том, продолжает эксперт, что заниматься правозащитной деятельностью в некоторых регионах рискованно. Он привел в пример аппарат омбудсменов: «Среди них, конечно, есть люди, возражающие властям, но, как правило, они в меньшинстве».

Правозащитник Валерий Борщев напомнил «НГ», что до 2003 года в стране существовали региональные комиссии по правам человека. Формировались они под эгидой тогдашнего заместителя мэра Москвы Михаила Меня. «В состав комиссий входили правозащитники и члены общественных организаций – они реализовывали правозащитные программы по разным направлениям». Затем, говорит наш собеседник, были созданы в регионах общественные палаты, и комиссии упразднили: «Но палаты не сумели их заменить, и уж тем более обеспечить правозащитную деятельность. Правозащитника волнует вопрос – как их будут формировать? «Если наподобие региональных общественных палат, то толку не будет, поскольку там сидят люди удобные, лояльные. Они подбираются, следуя тенденциям и настроению местной власти».

Председатель правления фонда «Центр политических технологий» Борис Макаренко согласен, что все зависит от состава советов: «Будет ли эта структура полностью подконтрольна властям? Или, как и в случае с СПЧ, сможет иногда проявлять самостоятельность?» Макаренко пояснил, что в Совете по правам человека «в отличие от Общественной палаты есть люди независимые и не опасающиеся вступить в диалог с властью». 

Гендиректор Центра политических технологий Игорь Бунин отметил в беседе с «НГ»: «Сегодня укрепилась властная вертикаль – народ, как никогда, поддерживает Путина в связи с присоединением Крыма. Ни гражданское общество, ни оппозиция не пользуются былой популярностью». По словам Бунина, именно поэтому глава СПЧ хочет сделать так, «чтобы с помощью уполномоченных по гражданскому обществу регионов (и вообще советов по гражданскому обществу) иметь противопоставление этой волне тотальной поддержки власти». «Теперь все зависит от президента, от его желания поддерживать систему противовесов. Хотя бы для видимости», – подчеркивает эксперт.