Раскол в ОНК Челябинской области вызывает обеспокоенность в Москве

Раскол в ОНК Челябинской области вызывает обеспокоенность в Москве

687

В своем обращении к членам южноуральской организации Андрей Бабушкин отметил, что «плохая организация работы нынешним председателем ОНК Челябинской области Анатолием Тарасюком стала одной из главных предпосылок массовых нарушений прав человека в ИК-6 и других учреждениях области. До изменения стиля работы ОНК такая опасность сохраняется и впредь».

Присутствовавшие на очередном заседании ОНК Челябинской области члены московской ОНК, правозащитники Елена Гордеева и Валерий Сергеев подчеркнули, что функция руководителя региональной общественной наблюдательной комиссии является чисто координационной, он не вправе чинить препятствий другим членам организации в осуществлении ими своих обязанностей. Московские правозащитники побывали в женской исправительной колонии №4 Челябинской области и сделали вывод, что установленный здесь режим содержания необоснованно жесток, что нарушает права осужденных женщин.

«В 2012 году нами было осуществлено более 50 инспекционных выездов в 17 мест лишения свободы Южного Урала, – сообщил в своем докладе председатель ОНК Челябинской области Анатолий Тарасюк. – В том числе 15 раз правозащитники инспектировали Копейскую ИК-6 строгого режима. Комиссией рассмотрено 107 жалоб осужденных на нарушение их прав. Среди основных нарушений – неудовлетворительные условия содержания: холод, плохая освещенность (местами полностью отсутствует естественное освещение), вентиляция, громкая музыка, отсутствие коммунальных удобств (в ряде учреждений вместо унитазов использовались обычные бочки), перенаселенность, завышенные цены в магазинах исправительных учреждений, проблемы с отправкой и получением корреспонденции, организацией длительных и краткосрочных свиданий с родственниками, превышение сроков содержания в штрафных изоляторах, некачественное питание, неудовлетворительное медицинское обслуживание, необоснованное применение силы сотрудниками и вымогательство «добровольных пожертвований». В ряде колоний изнасилованные осужденные, так называемые опущенные, содержались отдельно и питались из отдельной посуды, медицинские кабинеты местами использовались для пыток, где осужденных подвешивали, приматывая скотчем к решеткам. Были жалобы на ограничение свободы вероисповедания и доступа к системе социальных лифтов и условно-досрочного освобождения. Нередко осужденных помещали в штрафные изоляторы только за написание жалоб. На обращения ОНК в следственные органы и прокуратуру поступило 27 ответов, как правило, формальных».

«Это отчет о деятельности нашей группы наблюдателей, а не о работе председателя ОНК, – подчеркнул член ОНК, руководитель Уральского демократического фонда Николай Щур. – Сохранение на посту председателя ОНК выходца из системы ГУФСИН 70-летнего Анатолия Тарасюка, продолжающего отстаивать ведомственные интересы пенитенциарной системы, может привести к дестабилизации обстановки в исправительных учреждениях Южного Урала и повторению событий подобных акциям протеста в Копейской ИК-6, только в более тяжелых формах. Впервые избранный в ОНК в 2008 году, ставший председателем в 2010-м Анатолий Тарасюк сегодня «отбывает» на этом посту уже второй трехлетний срок, который истекает 18 ноября 2013 года. Претензий к председателю накопилось немало. Среди них – попытки замалчивания истинных причин событий в Атлянской воспитательной колонии в октябре и в ИК-6 в ноябре-декабре 2012 года. В нарушение закона, председатель посещает колонии единолично, остальным членам ОНК разрешено посещать места лишения свободы только после уведомления председателя. Несмотря на имеющиеся вопиющие нарушения прав человека в местах лишения свободы, при инспектировании систематически обнаруживаются записи в журналах посещения ОНК в учреждениях ГУФСИН за подписью председателя о том, что нарушений во время визита не обнаружено. Заседания ОНК не созываются по нескольку месяцев подряд и отменяются без объяснения причин. Председателем чинятся препятствия членам ОНК в инспектировании учреждений, до них оперативно не доводится информация, приходящая в адрес организации, не даются ответы на обращения осужденных. Решения ОНК по реагированию на нарушения прав человека не выполняются. В работе комиссии нет гласности, до сих пор не создан сайт ОНК».

«Меня работа Анатолия Тарасюка полностью устраивает, – отметил член ОНК предприниматель Сергей Ермаков. – При его поддержке я сумел обеспечить работой сотни южноуральских заключенных, создав в колониях промышленные производства. Фактически члены ОНК ведут работу бесплатно, на общественных началах, не имея своего помещения, транспорта и необходимой оргтехники. Необходимо еще проверить, на какие средства осуществляет свою деятельность группа Щура, есть информация, что это деньги Госдепа США», – подчеркнул Сергей Ермаков.

Удовлетворительной в целом признали работу организации и ее председателя еще семь членов ОНК – председатель регионального Союза журналистов Александр Юрин, врач Андрей Власов, священнослужитель Владимир Воскресенский, заместитель председателя ОНК Елена Сыркина, лидер ветеранской организации «Боевое братство» Василий Катанэ, отставной военный Валентин Артемьев и  предприниматель Николай Ложкин.

«Давайте называть вещи своими именами: в местах лишения свободы Южного Урала происходят преступления – пытки, вымогательства, изнасилования и убийства, не говоря уже о нарушениях трудового законодательства, – высказала свое мнение член ОНК, правозащитник Валерия Приходкина. – А выявленные комиссией факты в большинстве случаев остаются без последствий».

Дмитрий Зобков
URALPRESS.RU