В Екатеринбурге прошел круглый стол, посвященный нарушению прав заключенных

В Екатеринбурге прошел круглый стол, посвященный нарушению прав заключенных

768

Многие ненавидят или боятся этих людей, лишь очень немногие – сочувствуют им, а большинство предпочитает просто не замечать. Между тем, если верить статистике, каждый третий или четвертый мужчина в течение своей жизни успевает побывать в «местах не столь отдаленных», притом далеко не все бывают осуждены справедливо.

Система исполнения наказаний с советских времен является практически закрытой, и то, что творится за высокими заборами колоний, чаще всего скрыто от посторонних. Во многом поэтому заключенные остаются практически самой незащищенной категорией людей. Тому, как возможно оградить их от произвола со стороны администраций тюрем, был посвящен прошедший 23 ноября в столице Урала круглый стол «Актуальные вопросы предотвращения нарушений законности в местах принудительного содержания граждан» в рамках проекта «Пыткам — нет!», собравший правозащитников из Москвы, Екатеринбурга, Челябинской, Тюменской областей, Пермского края, Удмуртии и других регионов.

Шпионские страсти

Впрочем, в начале своего выступления московский гость мероприятия, исполнительный директор ООД «За права человека» Лев Пономарев отметил, что новый руководитель ФСИН Геннадий Корниенко внушает правозащитникам определенные надежды. По его словам, во время встречи у Уполномоченного по правам человека Владимира Лукина Корниенко в устной форме пообещал правозащитникам совместно расследовать сигналы о нарушении прав заключенных, а также установить в колониях, где это возможно, видеокамеры.

– Да, безусловно, мы должно публично разоблачать незаконные действия власти, но, если она готова принимать советы, то следует давать их ей, – заявил Пономарев.

Правда, сам же правозащитник отметил: даже видеосъемка не всегда может быть гарантией законности. Например, известен случай, днем был снят буквально образцовый этап, а ночью, без видеокамер, все заключенные этапа были избиты.

Однако большинству присутствующих в зале журналистов было интересно не столько состояние пенитенциарной системы, столько личность самого Пономарева, и то, «агентом» какого государства он является. У пытавшихся вломиться в зал во время круглого стола «мологвардейцев» ответы на эти вопросы, судя по агрессивным плакатам, уже были, хотя и разнились: молодые люди не могли до конца определиться, является ли Лев Александрович американским или японским агентом.

– Главный участник сегодняшней встречи был замечен в сговоре с иностранными государствами. В качестве доказательства можно найти видеозапись в сети, и экспертиза подтвердила ее подлинность. Я против того, чтобы в наш город приезжал человек, готовый за деньги продать Родину, – заявил представитель «Молодой гвардии» Александр Винокуров.

Впрочем, сам Лев Пономарев к привычной, по его словам, реакции местных «хунвейбинов» относится с юмором и добавляет, что в стройную схему его обрисованной мологвардейцами «вражеской» деятельности не вписывается получение им уже двух президентских грантов на правозащитные проекты: по деятельности «гражданского омбудсмена» и по ресоциализации заключенных.

Кстати, к выполнению взятых перед родным государством обязательств Пономарев подошел весьма ответственно, и даже призвал своих коллег создавать структуры по выполнению грантовой программы в регионах. Так, в Свердловской области реализовывать президентский грант, скорее всего, будет возглавляемое известным правозащитником Алексеем Соколовым НП «Правовая основа».

Без вины виноватые

В общем и целом, круглый стол показал: независимо от источника финансирования, проблемами заключенных заниматься нужно, поскольку в противном случае им просто оказывается некому помочь.

– Пытки голодом, холодом, избиения, изнасилования, унижения, поливания холодной водой на морозе – в некоторых колониях это считается нормой, – сообщила юрист Свердловского областного благотворительного общественного фонда «Фонд защиты прав и реабилитации заключенных» (г. Екатеринбург) Лариса Захарова. – Не будет преувеличением сказать, что во всей системе колоний царит атмосфера террора, и произвол зачастую инициируется администрацией мест лишения свободы.

По словам Ларисы, существуют отдельные «пыточные» колонии в Ивделе, а также Челябинской и Саратовской областях. Так, в Саратовской области у одного из заключенных вымогали 30 тысяч рублей в обмен на право краткосрочных свиданий и получения передач. Когда тот отказался платить, его жестоко избили. Жалобы на подобные инциденты не выходят за пределы колонии. Самой же Ларисе администрация одного из мест лишения свободы пожелала, «чтобы ваши заключённые изнасиловали вас в извращённой форме». Об угрозах и абсолютно циничном давлении со стороны органов власти на правозащитников говорил и Председатель Совета координаторов Межрегионального центра прав человека (МЦПЧ), координатор по Уральскому федеральному округу Общероссийского общественного движения «За права человека» Владимир Шаклеин.

Исполнительный директор Межрегионального центра прав человека (МЦПЧ), екатеринбургский адвокат Роман Качанов отметил проблему наложения на заключённых незаслуженных дисциплинарных взысканий, сфабрикованность которых практически невозможно доказать.

– Администрация колоний составляет сфальсифицированные рапорты, а осужденные зачастую не имеют возможности даже написать объяснение, поскольку им не дают бумагу и ручку. В результате, когда прокуратура проводит чисто документарную проверку, с точки зрения составления бумаг наказание выглядит обоснованным, — пояснил адвокат. По его словам, выходом из сложившейся ситуации может быть законодательное закрепление возможности помещения в ШИЗО и назначения других наказаний только за правонарушения, зафиксированные на видеокамеры.

«Передоз» побоев

Вопиющий случай произошел также в одной из колоний Ханты-Мансийского Автономного округа. Заключенного, задержанному за преступление небольшой тяжести, избили при задержании так, что он попал в больницу, где ему и избрали меру пресечения в виде заключения под стражу. Попав из больницы в СИЗО, несчастный был вновь избит, и после этого уже скончался. Эту историю собравшимся поведала руководитель «Региональной общественной правозащитной организации» (Ханты-Мансийский Автономный округ) Лариса Осинная.

– Родственникам погибшего сказали, что он умер от передоза! Я успела сфотографировать в морге следы побоев за несколько часов до похорон. Родственникам тела умершего так и не выдали, – рассказывает Лариса.

Благодаря усилиям правозащитницы удалось возбудить уголовное дело, и виновный в избиении даже получил 6 лет реального срока. Во многом Ларисе Осинной помогло то, что местный прокурор по надзору принял ее сторону, и часто реагирует на поступающие сигналы о нарушениях.

С похожей ситуацией столкнулись адвокаты Информационно-правозащитного центра «Русский вердикт» в деле Абакумова – заключенного, который оказался свидетелем того, как у другого осужденного сотрудники колонии вымогали деньги и в результате избили до смерти. В результате на данный момент Абакумову предъявлено обвинение в заведомо ложном доносе. Об этом на круглом столе поведала координатор центра «Русский вердикт» по Челябинской области Оксана Труфанова.

Кто виноват?

На этот сакраментальный вопрос попробовал ответить Член ОНК Челябинской области Николай Щур. По его словам, основная причина пыток – это коррупция.

– Зачастую администрация колоний выбивает с заключённых деньги не на конкретные нужды, а в качестве прибавки к собственной зарплате. Избивают тех, кто отказывается платить за сам факт нахождения в колонии. Поскольку у самих заключенных денег нет, их вымогают с родственников.

Суды и прокуроры, по его словам, тоже получают часть этих денег, и потому особой надежды на них нет.

Впрочем, не во всех регионах ситуация оказалась столь плачевной. Так, член ОНК Тюменской области Михаил Морозов привёл пример Гражданского форума Тюменской области и газеты «Гражданская трибуна», которые достаточно тесно сотрудничают с областными властями.

– Мы с сотрудниками ФСИН тоже в свое время находились по разные стороны баррикад. У нас было множество разоблачительных публикаций в СМИ, судебные процессы и прочее, но на данный момент ситуацию удалось исправить. Мы наладили сотрудничество, и теперь членов ОНК включают даже в состав дисциплинарных комиссий, – поделилась опытом председатель ОНК по Республике Удмуртия Лариса Фефилова. Председатель ОНК по Пермскому краю Сергей Исаев также привел примеры эффективных общественных советов, а в качестве главной проблемы в своем регионе обозначил плохие условия содержания людей в ИВС.

P.S. Кстати, уже упомянутый Лев Пономарев достаточно высоко оценил прошедшее в Екатеринбурге мероприятие.

– Здесь впервые проходит межрегиональный круглый стол, на котором представлено порядка десяти регионов. Мне кажется, это очень важно, и позволяет решать какие-то задачи на местном уровне, а не только через Москву. Часто бывает, что если нам и удается добиться каких-то решений на уровне ФСИН, воля директора ФСИН не имеет никакого значения для региональных начальников. Поэтому очень важно, чтобы кто-то действовал на местах, – отметил он в интервью «Новой на Урале».

По мнению правозащитника, ситуацию в стране все же нельзя считать безнадежной, и шаг за шагом систему, хоть и с трудом, но возможно модернизировать.

– Однако то, чем занимаемся мы – это самый настоящий позор страны: насилие, пытки и убийства. Один факт насилия в Грузии стоил смены режима, а у нас он является рядовым событием. Насколько же мы страшно живем! Удивляет то, насколько общество равнодушно к этой проблеме, – посетовал правозащитник.

Ксения КИРИЛЛОВА,
Корреспондент МПД,
«Новая на Урале»