Рекомендация Rec (2003) 22 Комитета министров Совета Европы «Об условно-досрочном освобождении»

Рекомендация Rec (2003) 22 Комитета министров Совета Европы «Об условно-досрочном освобождении»

1147

Комитет министров в соответствии с положениями статьи 15 "b" Устава Совета Европы,

считая, что интересам государств-членов Совета Европы отвечает установление общих принципов исполнения наказаний, связанных с лишением свободы, имеющее целью укрепление международного сотрудничества в этой сфере;

признавая, что условно-досрочное освобождение является одним из самых эффективных и действенных способов предупреждения повторного совершения преступлений, способствующих возвращению в общество заключенного путем его планомерной и контролируемой ресоциализации;

считая, что условно-досрочное освобождение должно применяться с учетом конкретных обстоятельств дела и соответствовать принципам справедливости и законности;

учитывая, что денежные расходы на содержание мест лишения свободы ложатся тяжелым бременем на общество, а также что исследования подтвердили то вывод о том, что заключение часто не только влечет неблагоприятные последствия, но и не исправляет преступников;

считая поэтому, что желательно уменьшить назначаемые судом сроки лишения свободы насколько это возможно, и важным способом достижения этой цели является условно-досрочное освобождение до отбытия заключенным полного срока назначенного ему наказания;

признавая, что для принятия мер по условно-досрочному освобождению требуется поддержка политических деятелей, государственных служащих, судей, прокуроров, адвокатов и остальной части общества, для чего необходимо предоставить им подробное объяснение причин сокращения сроков лишения свободы;

принимая во внимание, что законодательство и практика по условно-досрочному освобождению должны соответствовать фундаментальным принципам правовых демократических государств, первоочередной целью которых является обеспечение прав человека в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и прецедентному праву органов, призванных применять Конвенцию;

учитывая положения Европейской конвенции о надзоре за условно осужденными и условно-досрочно освобожденными преступниками (СЕД N 51);

признавая значимость:
- Резолюции (65) 1 "Отложенные приговоры, пробация и другие альтернативы лишению свободы";
- Резолюции (70) 1 "Практическая организация мер по надзору за условно осужденными или условно освобожденными преступниками и по последующему их сопровождению";
- Резолюции (76) 2 "Об обращении с лицами, приговоренными к длительным срокам заключения";
- Резолюции (76) 10 "О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению свободы";
- Рекомендации N R (82) 16 "О предоставлении отпусков заключенным";
- Рекомендации N R (87) 3 "О Европейских пенитенциарных правилах";
- Рекомендации N R (89) 12 "Об образовании в тюрьмах";
- Рекомендации N R (92) 16 "О Европейских правилах по общим санкциям и мерам";
- Рекомендации N R (92) 17 "О последовательности при назначении наказаний";
- Рекомендации N R (97) 12 "О персонале, занимающемся осуществлением санкций и мер";
- Рекомендации N R (99) 22 "О проблеме переполнения тюрем и увеличения числа лиц, находящихся под стражей";
- Рекомендации N R (2000) 22 "О повышении эффективности применения Европейских пенитенциарных правил при общественных санкциях и мерах",
рекомендует правительствам государств-членов:
1. Ввести в законодательство институт условно-досрочного освобождения, если данная мера до сих пор не предусмотрена в нем;
2. Основывать свое законодательство, политику и практику по условно-досрочному освобождению на принципах, содержащихся в Приложении к настоящей Рекомендации;
3. Обеспечить, чтобы настоящая Рекомендация об условно-досрочном освобождении и ее мотивировочная часть были распространены как можно шире.

Полностью текст Рекомендации вместе с Приложением см. в приложенном файле.