Казахстан: Мониторинг пыток не может зависеть от госзаказа

Казахстан: Мониторинг пыток не может зависеть от госзаказа

810

Неправительственные организации раскритиковали законопроект Минюста Казахстана.
Неоднозначную реакцию вызвал презентованный весной 2012 г. в парламенте законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам создания превентивного механизма, направленного на предупреждение пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания».
В 2008 году Казахстан ратифицировал Факультативный протокол к Конвенции ООН против пыток. Он предусматривает создание в каждой стране своего Национального превентивного механизма (НПМ) - независимого наблюдательного органа, который ведет регулярный мониторинг тюрем. С целью внедрить НПМ в Казахстане и разработан новый законопроект.
Как доложил вице-министр юстиции Дулат Куставлетов, участниками НМП будут уполномоченный по правам человека и общественные объединения, заключившие договор по государственному соцзаказу. При этом финансирование посещений ими тюрем и специальных учреждений будет вестись из республиканского бюджета. На это планируют выделять по 200 миллионов тенге ежегодно.
- Уполномоченный по правам человека в соответствии с компетенцией не ограничивается в количестве и сроках посещений. Другим участникам НПМ предлагается посещать 451 специальное учреждение не менее двух раз в год в количестве не более 4 человек, - проинформировал Дулат Куставлетов.
Эти новшества вызвали резкую критику правозащитных неправительственных организаций.
- Если участники НПМ будут посещать спецучреждения два раза в год, то нельзя будет выявить, где и сколько было нарушений. Есть международное правило - внезапное посещение в любое время суток. Вот эти вещи надо прописывать в законе. А что такое финансирование через государственный соцзаказ? Это значит, будут отсекать те НПО, которые больше выявляют нарушений, которые пришлись не ко двору тому или иному министерству, - заявила исполнительный директор общественного фонда «Хартия за права человека» Женис Турмагамбетова.
По ее мнению, этот законопроект больше отвечает нуждам госорганов, чем интересам гражданского общества и защите прав казахстанцев.
- Вопросы, которые обсуждают уже два года, в тексте законопроекта не решены. Самое главное - нет независимого механизма общественного конт¬роля. О независимости мы здесь вообще не можем говорить, поскольку государственный социальный заказ напрямую зависит от решения власти. Это противоречит самому Факультативному протоколу к Конвенции ООН против пыток, - высказалась директор филиала Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Астаны Анара Ибраева.
На это замечание Дулат Куставлетов ответил, что законопроект уже направлен на экспертизу в подкомитет ООН, эксперты которого должны дать заключение в июне этого года.
С другой стороны взглянул на проблему пыток член Комитета по законодательству и нормотворческой деятельности в парламенте РК Владимир Нехорошев. Он напомнил - наиболее часто пытки встречаются в период дознания и следствия, когда спущенные сверху планы по раскрываемости преступлений ведут к «выбиванию» признаний. Бороться с этим нужно, подняв профессиональный уровень полицейских и их социальный статус, считает господин Нехорошев.
- Вопрос социальных гарантий предусмотрен в Законе «Об органах внутренних дел», нами он разрабатывается и во втором полугодии будет внесен в парламент, - пояснил на это вице-министр внутренних дел Амантай Куренбеков.
А мажилисмен Рахмет Мукашев добавил, что со следующего года намечено увеличение должностных окладов сотрудников правоохранительных органов и расширение для них социального пакета. При этом предстоящая аттестация должна очистить ряды стражей порядка от коррупционеров и тех, кто имеет неблаговидную репутацию.
Конечно, меры для повышения статуса полицейских нужны, но они вряд ли помогут улучшить законопроект по предупреждению пыток. Доводить его до ума теперь будут в профильном комитете мажилиса. Представители НПО уже просили включить их в рабочую группу по обсуждению этого документа.
 

Юлия Нитченко, Астана