В Челябинске пытались выяснить, кто может оказывать юридическую помощь заключенным

В Челябинске пытались выяснить, кто может оказывать юридическую помощь заключенным

895

Формулировка «иные лица» оказалась непреодолимой

12.02.13 14:57

В Челябинске пытались выяснить, кто может оказывать юридическую помощь заключенным / Формулировка «иные лица» оказалась непреодолимой

Челябинск, Февраль 12 (Новый Регион, Юлия Мингазова) – Уполномоченный по правам человека в Челябинской области намерен обратиться в законодательное собрание за разъяснениями закона об оказании юридической помощи заключенным в местах лишения свободы.

Как передает корреспондент «Нового Региона», вопросам защиты прав заключенных в колониях челябинской области был посвящен круглый стол, прошедший сегодня в Челябинске. Участниками обсуждения стали представители ГУ ФСИН, прокуратуры Челябинской области, члены общественной наблюдательной комиссии, а также правозащитники из Екатеринбурга. Диалога не получилось.

Конфликт между сотрудниками исполнительной системы наказаний и правозащитниками начался с первых минут. Член ОНК Николай Щур обвинил представителей ГУ ФСИН в незаконных препятствиях правозащитникам, выражающихся в недопуске к заключенным, нуждающимся в юридической помощи. Представители Межрегионального центра прав человека подтвердили неправомерность действий ГУ ФСИН законодательно: часть 4 статьи 89 Уголовно-исполнительного кодекса РФ гласит: «Для получения юридической помощи осужденным предоставляются свидания с адвокатами или иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи». Решением возникшей проблемы, по опыту екатеринбургских юристов, может быть отправленный запрос в министерство юстиции для законодательного разъяснения формулировки «иные лица» в УИК РФ. Но последнее право все же остается за судом.

Сотрудники ГУФСИН пояснили, что в местах лишения свободы содержится далеко не генофонд страны и добавил, что жалобы на отношение сотрудников исправительных учреждений поступают от одних и тех же осужденных, при этом имеющих отрицательную характеристику.

В свою очередь, правозащитники пояснили, что именно такой тип осужденных зачастую и борется за свои права. А также заявили, что если правозащитника не пускают в исправительное учреждение, значит, руководству колонии есть что скрывать от общественности. И прокуратура, как надзорный орган должна за этим следить.

Представитель областной прокуратуры отметил, что формулировка закона не предусматривает специальные встречи осужденных с правозащитниками: для этого существуют телефонные разговоры и назначенные свидания. А для разъяснения трактовки закона следует обратиться к федеральному законодателю. В ответ правозащитники предложили устроить правовой ликбез и для прокуратуры Челябинской области. В Свердловской области такой прецедент имел место.

Также члены ОНК предложили на территории колонии №6 Копейска провести юридическую консультацию для заключенных: рассказать об изменениях в законодательстве, куда и в какой форме нужно подавать жалобы, по каким вопросам обращаться. Помощник уполномоченного по правам человека в Челябинской области Максим Бабин добавил, что в текущем году в на уровне областного законодательства будут внесены некоторые изменения в закон, регулирующий оказание бесплатной юридической помощи как заключенным, так и сотрудникам ГУФСИН. Правозащитники из Екатеринбурга подтвердили актуальность данного закона большим количеством обращений как с той, так и с другой стороны.

В конце концов все пришли к выводу: чтобы получить конкретные разъяснения прав заключенных, нужно «дать слово» законодательной стороне. В связи с этим южноуральский омбудсмен намерен попросить Законодательное собрание Челябинской области выйти с законодательной инициативой в Госдуму четко прописать нормы закона об оказании юридической помощи заключенным и расшифровать, кто такие «инфые лица», имеющие права доступа к заключенным.

© 2013, «Новый Регион – Челябинск»
NR2.ru: http://www.nr2.ru/chel/424095.html/print/