Если насильник умер после пыток в камере – чья вина и кто...

Если насильник умер после пыток в камере – чья вина и кто в ответе

705

По негласным правилам, маньяков и насильников не сажают в одну камеру с арестантами, не имеющими статуса бывших сотрудников органов или уличенными в сексуальных преступлениях. Однако, в приведенных ниже случаях, руководство учреждения не сочло нужным поместить арестантов в отдельную камеру.

Сокамерники Андрея Фатеева, который был осужден за изнасилования и разбой, утверждают, что травмы, в том числе термические ожоги, осужденный причинил себе сам.

У мужчины врачи диагностировали переломы ребер, тяжелые травмы головы и термические ожоги половых органов. В стационар его доставили из московского СИЗО-12, где после приговора суда он ожидал этапирования в колонию. Сокамерники Фатеева всячески отрицают свою причастность к произошедшему, утверждая, что 31 декабря все спали и ничего не слышали, а насколько им позже стало известно, Фатеев упал с верхнего яруса кровати и неудачно приземлился. Термические ожоги арестанты объясняют тем, что пострадавший потерял сознание и долгое время пролежал возле батареи, пока наутро его не обнаружили. По другой версии, Фатеева запытали до смерти после того, как сокамерники узнали о том, что он осужден за изнасилования.

Руководство изолятора однозначных выводов пока не делает. Начальник учреждения Дмитрий Конарев заявил, что насколько ему известно, повреждения Фатеев нанес себе сам и данных о том, что это сделали сокамерники, нет. После приговора Фатеев дожидался его вступления в законную силу и поначалу его отношения с сокамерниками были нормальными: руководство учреждения раскрывало лишь данные о том, что осужденный Фатеев был приговорен к сроку за грабежи и разбой. Однако о второй части обвинений в изнасилованиях умалчивалось. Сейчас, скорее всего, уже невозможно понять, как просочилась информация, но, по некоторым мнениям, именно обвинения в изнасилованиях толкнули кого-то на избиение Фатеева, которое привело к смерти.

Он обвинялся в совершении серии преступлений против половой неприкосновенности, а также в разбое. Следствием тщательным образом проверяются все обстоятельства. а по результатам проверки будет дана юридическая оценка и действиям сотрудников следственного изолятора, на предмет наличия в их действиях халатности.

 

Похожий случай произошел в 2011 году в СИЗО Екатеринбурга. Сокамерники избили мужчину, который содержался под стражей по подозрению в сексуальных преступлениях. Позже судом была доказана его причастность к инкриминируемым ему эпизодам и вынесен приговор. В отношении сокамерников было возбуждено уголовное дело по статье "Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть потерпевшего". Стало известно, что расправиться с 22-летним Романом Есаулковым сокамерники решили после того, как стало известно о подробностях его дела: мужчина был причастен к сексуальным преступлениям в отношении двух мальчиков в возрасте девяти лет. Педофилу дали девять лет лишения свободы, однако доехать до колонии ему помешал самосуд сокамерников. Труп замученного обнаружили сотрудники СИЗО во время утреннего обхода.

 

Вопрос: пытки и смерти таких заключенных в СИЗО – это предмет внимания ОНК?

Если «да», то какую роль могут сыграть общественные контролеры, отслеживают ли они последствия подобных преступлений в местах принудительного содержания?