Украина
25 июня 2013 г. состоялась презентация доклада Уполномоченного по правам человека «Мониторинг мест несвободы в Украине: состояние реализации национального превентивного механизма (НПМ)» за 2012 год.
В Докладе нашли отображение первые результаты работы НПМ за 2012 год, который реализуется Уполномоченным Верховной Рады Украины по правам человека совместно с общественностью по модели «Омбудсмен +».
В Украине около 6 тысяч мест несвободы (колонии, СИЗО, психиатрические учреждения, детские дома-интернаты, пансионаты для людей преклонных лет и людей с инвалидностью, пункты временного размещения беженцев, социально-реабилитационные центры, военные части и тому подобное). Ранее эти места были закрыты для общественного контроля, однако с 2012 года благодаря началу работы национального превентивного механизма (НПМ) представители Омбудсмена и общественности получили право без предупреждения посещать эти места.
Представители Департамента по вопросам реализации национального превентивного механизма вместе с общественностью продолжают проводить мониторинг состояния обеспечения прав человека в деятельности милиции.
Продолжаются регулярные визиты в рамках работы национального превентивного механизма предотвращения пыток в местах несвободы, который работает в Украине по модели «Омбудсман+». Визиты совершаются совместно представителями Секретариата Уполномоченного Верховного Совета по правам человека и представителями неправительственных организаций. Правозащитники и общественные активисты, прежде чем получить право принимать участия в визитах, проходят специализированное обучение и получают доверенность, подписанную Омбудсманом.
На протяжении последнего месяца такие визиты были совершены в органы и учреждения системы МВД и пенитенциарной службы Сумской, Киевской, Харьковской, Черкасской, Черниговской, Луганской, Кировоградской, Закарпатской, Полтавской областей и АР Крым.
По результатам визитов готовятся подробные отчеты, которые передаются в соответствующие органы и учреждения, которые полномочны решить выявленные проблемы, связанные с соблюдением прав человека в месте несвободы, куда был совершен визит. Информация о совершенных визитах и основных нарушения, выявленных во время них, регулярно размещается на сайте Уполномоченного http://www.ombudsman.gov.ua (источник)
2 июля 2013 г. подведены итоги мониторинга полицейских участков в постсоветских странах.
В рамках мониторинговой кампании «Полиция под контролем» правозащитники провели мониторинг отделений внутренних дел и патрульных в пяти странах постсоветского пространства.
«Полиция и милиция в странах постсоветского пространства настроена не на выполнение сервисных функций, а является частью репрессивного и запугивающего механизма государства. Это одна из главных проблем в работе органов правопорядка, которую выявили общественные организации, проводившие мониторинг работы правоохранительных органов в России, Украине, Молдове, Армении и Таджикистане».
«Как показывают отчеты правозащитных организаций за последние годы ситуация с соблюдением прав человека со стороны правоохранительных органов в странах СНГ к лучшему не меняется, при этом существующие государственные механизмы контроля не гарантируют защиту людей от неправомерных действий со стороны сотрудников полиции. Поэтому актуальным становится внедрение новых и независимых механизмов контроля со стороны гражданского общества...
Источник: Бережет ли меня «моя милиция»? <http://civicsolidarity.org/ru/article/ 728/berezhet-li-menya-moya-miliciya>
Беларусь
Правозащитная организация «Платформа» обращает внимание на проблемы оплаты труда заключенных.
Правозащитники сообщают о неприемлемой практике начислений заработной платы, которые составляют смехотворные суммы. Так, в колонии ИК -10 (г. Новополоцк) одному из осужденных за 3 месяца работы было начислено в общей сложности 1018 бел. рублей (или 12 центов). В других случаях, выплаты составляют: 3,5 — 4 USD/месяц.
В критических условиях находятся осужденные в колониях открытого типа. По условиям отбывания наказания, заключенный обязан производить оплаты за собственное проживание в общежитии учреждения и самостоятельно, за свой счет, питаться. При этом разрешение на трудоустройство в таких колониях на более или менее оплачиваемую работу заключенный получает исключительно от руководства учреждения. Как правило, такое разрешение поступает только в отдельных случаях, во всех остальных заключенного принудительно трудоустраивают на «нужные» объекты, а заработная плата выплачивается не самому заключенному, - а администрации учреждения, которая на свое усмотрение удерживает или выдает деньги, как правило, через завхозов учреждений.
Но бичом системы является грубое вымогательство денежных средств и безвозмездной «помощи» со стороны администраций колоний. «Мы неоднократно получали информацию об обращениях сотрудников администраций учреждений с настоятельными «просьбами» пополнить счета отряда или колонии в обмен на УДО (условно-досрочное освобождение) или иные привилегий для осужденных и их родственников», - сообщается «Платформой»
Правозащитники также считают необоснованной практику 75 % отчислений от заработной платы. В целом, условия оплаты в белорусских колониях они квалифицируют как «рабский труд осужденных».
Источник: www.platformarb.com