ОНК без правозащитников?

ОНК без правозащитников?

787

01-11-2013: Сегодня совет Общественной палаты РФ должен принять решение о назначении членов общественных наблюдательных комиссий в регионах, которые формируются из представителей общественных организаций, и контролируют соблюдение прав человека в местах «принудительного содержания».

Среди других, должна формироваться ОНК и в Петербурге – но события, происходившие на этапе отбора кандидатов в ее новый состав, заставляют серьезно усомниться в том, что он действительно будет защищать права граждан, лишенных свободы, и выявлять нарушения этих прав (что, увы, встречается нередко).

Процедура формирования ОНК, установленная федеральным законом, такова: любая общественная правозащитная организация, которая желает направить своих представителей в ОНК (не более двух), готовит на них документы, и направляет в Общественную палату. При этом сама ОП рекомендует, чтобы кандидаты в члены ОНК были обсуждены с региональным омбудсменом, и получили его поддержку.

В Петербурге так и поступили – начиная с конца августа, уполномоченный по правам человека Александр Шишлов проводил встречи и консультации для будущих кандидатов в члены ОНК (полный список претендентов был при этом размещен на сайте омбудсмена). Некоторым желающим попасть в состав комиссий приходилось объяснять, что их организации в принципе не могут направлять кандидатов, поскольку никакой правозащитной деятельностью, как то предписывает закон, не ведут.

После консультаций, Шишлов направил в Общественную палату список из 20 человек – тех кандидатов, которых он поддержал. Но затем, по словам председателя петербургской ОНК, известного правозащитника и члена «Мемориала» Владимира Шнитке, в ОП поступил «альтернативный список» - состоящий из 30 фамилий. Входяшие в него кандидаты представляли организации, которые, как полагает Шнитке, совершенно сознательно обошли процедуру согласования с омбудсменом. И среди которых есть немало вообще не соответствующих требованиям закона – что, по словам Шнитке, напоминает «рейдерский захват ОНК организованной группой лиц».

Так, например, в число организаций, выдвинувших кандидатов по «альтернативному списку», попал «Совет ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Московского района Санкт-Петербурга» (не имеющий регионального статуса, как того требует федеральный закон).

Закон требует, чтобы уставной целью или направлением деятельности организации являлось защита или содействие защите прав и свобод человека и гражданина. Но вряд ли к таким организациям можно отнести Региональную общественную организацию «Русскоязычное содружество творческих деятелей», Общественную межрегиональную организацию «Санкт-Петербургский свободный профсоюз охраны окружающей среды „Лукоморье Плюс“ работников культуры и инвалидов творческих специальностей», или Санкт-Петербургскую региональную молодежную организацию «Молодая Европа». О какой-либо правозащитной деятельности этих организаций в Санкт-Петербурге ничего не известно.

Дальше - больше. В прежние годы списки всех поступивших кандидатов в ОНК размещались на сайте Общественной палаты. Что, как полагает Владимир Шнитке, способствует более тщательному отбору и обсуждению кандидатов в состав ОНК, в частности, помогает предотвратить попадание в ОНК лиц, связанных с криминальной средой или лиц, по своим моральным или профессиональным качествам не пригодным к работе в ОНК. Но на сей раз такие списки на сайте ОП не появились. Зато из «опросных листов», которые рассылаются членам совета ОП для голосования, почему-то «пропали&rraquo; некоторые из кандидатов, которых рекомендовал Александр Шишлов (без какого-либо объяснения ему причин такого исключения).

«Исчез из списка В.Н.Алексеев, выдвинутый организацией «Солдатские матери Санкт-Петербурга» - один из самых активных членов ОНК двух предыдущих созывов, - говорит Шнитке. - Исчез из списка и отец Георгий (Сычев), активно работавший в ОНК предыдущего созыва, постоянно работающий в «Крестах», и пользующийся там огромным авторитетом. И в то же время в состав ОНК – по «альтернативному списку», - оказался рекомендован гражданин, у которого за плечами тяжелая статья по второй судимости (погашенная по давности) за изнасилование несовершеннолетней».

Стоит отметить, чо петербургская ОНК – не единственная, которая подверглась непонятным манипуляциям. По данным Шнитке, исчез из списков председатель ОНК Ростовской области – Леонид Петрашис, руководитель одной из лучших ОНК России. Из списков Московской ОНК исчезла Валентина Фридман – ее квалифицированными комментариями ежедневно пользуются десятки ОНК России. Исчез из московских списков и известный правозащитник Вадим Коростелев…

P.S. Большая группа руководителей и членов ОНК из разных регионов России обратилась с письмом к секретарю ОП академику Евгению Велихову – прося его срочно вмешаться в происходящее. Это еще можно успеть сделать.

Автор: Борис Вишневский

Новая газета