Лишение доступа к голубому экрану воспринимают как пытку…

Лишение доступа к голубому экрану воспринимают как пытку…

569

Все мы в какой-то степени жертвы цивилизации. Некогда самая читающая страна теперь не отрывается от телевизора, жадно впитывая новости и сериалы. Лишение же доступа к голубому экрану многие воспринимают чуть ли не как пытку или как минимум нарушение прав человека. Попадая под следствие, граждане оказываются сначала в СИЗО. И, еще не вполне осознав себя зэками, они особенно сильно ощущают отсутствие телевизора как непременного атрибута цивилизации.

Возможности против желаний

Гражданин Ш. обратился в Вадский районный суд, поскольку в местном следственном изоляторе (СИЗО № 3) ему "не предоставили права пользования телевизионным приемником", как это предусмотрено Законом "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений". Согласно ему "все камеры должны быть оборудованы телевизорами при наличии возможности", а по ч. 3 ст. 94 УИК РФ осужденные могут оборудовать камеры телевизорами за счет собственных средств.
Ссылаясь на закон, сиделец не обратил внимания на ключевую фразу "при наличии возможности", а также на то, что "ТВ могут приобретаться только за бюджетные средства для коллективного пользования и устанавливаться в местах, определенных администрацией учреждения". Между тем представители ответчика в суде заявили, что в настоящее время на оборудование камер СИЗО телевизорами нет финансовой возможности.
Приобретать же "ящик" на свои деньги или получать его от родственников вступившие в противоречие с законом наши граждане могут опять же при условии: если они находятся в исправительных учреждениях (колониях, воспитательных колониях, тюрьмах и лечебно-исправительных учреждениях).
СИЗО тоже может считаться для некоторых исправительным учреждением. Например, для осужденных, оставленных в качестве хозобслуги, или тех, кто после вступления приговора в силу ждет отправления в колонию. И еще для нескольких категорий, к которым гражданин Ш. не относится.
В итоге районный суд отказал истцу, правда, тот подал на это решение жалобу в облсуд.

По этапу путь закрыт

- По поводу телевизоров к нам поступают жалобы следующего характера, - рассказывает председатель общественной наблюдательной комиссии по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания Нижегородской области Александр Листков. - Человек находится в СИЗО. Родственники или знакомые передают ему телевизор. После суда осужденный отправляется в колонию. Между тем его телевизор за ним не отправляют, а отдают на склад СИЗО. А бывает еще и так. Человека переводят из одной камеры изолятора в другую, а телеприемник забирают. Кроме того, бывают случаи, когда он "исчезает", пока его хозяина возят на следственные действия. Во всех случаях аппаратура оказывается на складе учреждения. Такие ситуации бывают и в СИЗО-1, и в СИЗО-3. Так, в начале этой весны женщины выезжали на судебные действия из камеры СИЗО-3 примерно на сутки. Вернулись, а телевизора нет. Мы писали руководителю учреждения, мол, верните его на место. Нам ответили, что сдали на склад. Такая странная ситуация наблюдается не только в Нижегородской области, но и по всей стране.
Однако, по мнению председателя ОНК, со стороны ГУФСИН, руководителей колонии и СИЗО здесь нет никаких нарушений. Они не против телевизоров. Это предписание прокуратуры, которая утверждает, что в камере такие излишества не положены.

Только в общее пользование

Как в свою очередь пояснили в Нижегородской прокуратуре по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, против ТВ они ничего не имеют, но телевизоры должны предоставляться администрацией в общее пользование. Правда, опять же если у администрации есть такая возможность их приобретать.
По словам прокурорских работников, в последнее время в наших следственных изоляторах предпринимаются попытки устанавливать личные телевизоры в камерах в обход предусмотренной законом процедуры. Действующие правила внутреннего распорядка таких учреждений подобного не допускают.
Если в камере появляется личный телевизор, то возникает масса проблем: избежать передачи запрещенных предметов (средств связи, наркотиков), которые могут быть спрятаны в телевизоре, на каких условиях им могут пользоваться сокамерники, как быть, если в помещении каждый пожелает смотреть свой "ящик", и т.д.
Александр Листков считает, что администрации СИЗО нужно ставить личные телевизоры на баланс как оборотное средство, вести амортизационный учет. И, конечно, это нужно четко прописать в нормативных актах на федеральном уровне, в частности, в правилах внутреннего распорядка.

Ольга МАКАРОВА.

Нижегородские новости, 26 мая