Мухарби Карданов: «…. практика этапирования за многие тысячи километров в понимании некоторой...

Мухарби Карданов: «…. практика этапирования за многие тысячи километров в понимании некоторой части граждан носит характер некоего политического заказа»

608

Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации
Э. А. Памфиловой

Уважаемая Элла Александровна! 21 июня 2014 г. в г. Нальчике в Доме Правительства был проведен «круглый стол» по вопросам соблюдения прав человека в местах принудительного содержания на Северном Кавказе в рамках «Недели общественного контроля», проведенной Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.
В ходе «круглого стола» было констатировано, что институт общественных наблюдательных комиссий в Российской Федерации состоялся.
Ведущий специалист аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Маланкин Александр Иванович, принимавший участие в «круглом столе» сообщил его участникам, что Уполномоченным по правам человека в РФ готовятся предложения по совершенствованию законодательства об общественных наблюдательных комиссиях. При этом было подчеркнуто, что с учетом того, что институт общественных наблюдательных комиссий состоялся, совершенствование законодательства намечено проводит в направлении расширения полномочий членов общественных наблюдательных комиссий и круга вопросов, относящихся к их ведению.
В этой связи обращаю Ваше внимание на следующее.
В ходе «круглого стола», который в некоторой части носил характер семинара по вопросам деятельности общественных наблюдательных комиссий, было высказано, в частности, пожелание допустить возможность членам общественных наблюдательных комиссий беспрепятственно знакомиться  с ведомственным документами МЮ РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, МО РФ с грифом «Для служебного пользования», относящимся к вопросам ведения общественных наблюдательных комиссий. В ином случае, осуществление контроля за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, которые имеются в ведении МЮ РФ, МВД РФ, ФСБ РФ, МО РФ либо невозможно, либо лишено смысла, либо некомпетентно.
Мнение, прозвучавшее также в ходе проведения «круглого стола» о том, что в каких-то случаях анализ сведений, содержащихся в документах под грифом «Для служебного пользования» может повлечь за собой раскрытие государственной тайны необоснованно.
Безосновательность такого мнения вытекает из самой природы общественных наблюдательных комиссий, определенных Федеральным законом; существование в Федеральном законе и ведомственных подзаконных актах  положений, регулирующих вопросы неразглашения членами общественных наблюдательных комиссий данных предварительного следствия, ставших известными им в ходе реализации своих законных полномочий; существуют оперативные службы, занимающиеся обеспечением сохранности государственной тайны. Существование грифа «Для служебного пользования», в конкретном, обсуждаемом на «круглом столе» вопросе для журнала доставленных в ИВС МВД РФ лишено всякого смысла при существовании Приказа МВД РФ от 6 марта 2009 г. №196, утвердившим Положение о порядке посещения мест принудительного содержания органов внутренних дел РФ членами общественных наблюдательных комиссий, в пункте 4.2. которого предусмотрена администрация места принудительного содержания обязана предоставлять членам комиссии документацию о проведении медицинских осмотров содержащихся лиц при их поступлении в место принудительного содержания и убытия из него.
В связи с изложенным, прошу Вас учесть высказанные соображения при выработке предложений по изменению законодательства об общественных наблюдательных комиссиях.
Далее. В ходе упоминаемого «круглого стола» от руководителя Кабардино-Балкарского правозащитного Центра В. Н. Хатажукова и Председателя  ОНК по Республике Ингушетия М. Муцольгова прозвучали замечания по вопросам этапирования жителей Северо-Кавказского Федерального округа для отбытия наказания в исправительные колонии в отдаленных районах Российской Федерации. По пояснениям сотрудников МВД РФ по КБР и УФСИН МЮ РФ это вызвано рядом обстоятельств, основным из которых являются отбытие наказания осужденным впервые при отсутствии в регионе исправительного учреждения соответствующего приговору.
Представляется, что для Федерального округа, объединяющего семь субъектов Российской Федерации с населением более девяти с половиной миллионов человек-граждан Российской Федерации, необходимо создание, либо перепрофилирование существующих исправительных колоний с тем, чтобы исключить этапирование осужденных из Северо-Кавказского Федерального округа в Сибирь и другие отдаленные районы Российской Федерации. Это облегчит реализацию законных прав осужденных на свидание с родными, получение передач, облегчит также и участь самих этих близких.
Поэтому, прошу Вас рассмотреть также вопрос в порядке законодательной инициативы по внесению изменений в ИК РФ, либо обращения в Правительство Российской Федерации с тем, чтобы исключить такого рода этапирования за многие тысячи километров, ибо, кроме прочего, такая практика в понимании некоторой части граждан носит характер некоего политического заказа.

24 июня 2014 г.                                                       Карданов М.А. ,член Общественной наблюдательной комиссии Кабардино-Балкарской Республики