Международный опыт: отчет Кировоградской ОНК (Украина) о проверке ИК-6

Международный опыт: отчет Кировоградской ОНК (Украина) о проверке ИК-6

819

Проверено:

  • Условия содержания осужденных в участке усиленного контроля, ДИЗО, ПКТ.
  • Условие содержания осужденных в участках ресоциализации.
  • Мониторинг имплементации нововведений, внесенных в уголовно исполнительный кодекс Украины.

Учреждение, в которое был осуществлен визит: Кировоградская исправительная колония управления Государственной пенитенциарной службы Украины в Кировоградской области (№6) (далее – КИК 6).

 

Дата визита: 4.06.2014 г.

 

Ф.И.О. членов наблюдательной комиссии, осуществлявших визит:

Бочаров-Туз Владимир (тел. 0508642180 0972826521).

 

Исследуемые сферы:

  • Условия содержания осужденных в участке усиленного контроля, ДИЗО, ПКТ.
  • Условие содержания осужденных в участках ресоциализации.
  • Мониторинг имплементации нововведений, внесенных в уголовно исполнительный кодекс Украины.

 

Представитель администрации, ответственный за проведение визита:

Начальник учреждения – Скубилин Вадим Алексеевич.

 

 

Контекст визита

 

В целом, во время осуществления визита, делегация Кировоградской областной наблюдательной комиссии Кировоградской областной государственной администрации (далее – ОНК) получила удовлетворительный уровень сотрудничества со стороны руководства КИК 6.

Стоит отметить, что данный визит, не был согласован с администрацией учреждения со стороны ОНК. Однако представитель ОНК был допущен на территорию учреждения, что является несомненным позитивом.

Вместе с тем, в начале визита было установлено, что в КИК №6 внедряется усовершенствованная процедура захождения на территорию  учреждения, т.н. «Золотые ворота». Согласно данной процедуры для совершения визита в учреждение, необходимо получать специальный пропускной жетон, который выдается в помещении «Бюро пропусков КИК №6» при помощи компьютерной техники. При этом данное помещение работает с 8:00 до 17:00. В такой ситуации возникает разумное опасение относительно выполнения п. 1 ст. 24 УИК устанавливающего возможность беспрепятственного посещения учреждений исполнения наказаний субъектам контроля для осуществления инспектирований в «любое время».

 

Условия содержания осужденных в участке усиленного контроля, ДИЗО, ПКТ

 

В ходе осмотра помещений, в которых осужденные отбывают дисциплинарные взыскания, делегации были представлены помещения ДИЗО, ПКТ и камеры участка усиленного контроля (далее – УУК).

Позитивную оценку заслуживает проведение ремонта в УУК и начало модернизации камер ПКТ. В этом контексте стоит отметить, что новая камера ПКТ, в которой произведен ремонт, на момент визита, соответствует Европейским стандартам и нормам национального законодательства. Чего нельзя сказать о других помещениях.

В целом, по совокупности увиденного, условия содержания осужденных в ПКТ и ДИЗО могут подпадать под  квалификацию унижающего человеческое достоинство или бесчеловечное обращение или наказание.  Данное утверждение базируется на следующих фактах:

  • в одной из камер содержалось 4 осужденных, что дает основание предполагать, что нормы личного пространства для каждого осужденного не соответствуют международным стандартам (Европейский комитет по предотвращению пыток и бесчеловечного обращения (ЕКПП) определил минимальные требования к нормам жилой площади: 4 м2в общих жилых помещениях и 6 м2в тюремной камере на одного осужденного). Кроме того, стоит отметить, что в данном случае, скорей всего не соблюдались и нормы УИК Украины, отводящего осужденным 4 м2.
  • антисанитарные условия (наличие тараканов, общая загрязненность камер, умывальников и туалетных чаш) подобные факты становились одной из причин, по которой Европейский суд по правам человека (ЕСПЧ) признавал нарушение ст. 3 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод (ЕКПЧ). В частности в решениях «Лабзов против России», «Майзит против России» от 20.01.2005г.
  • недостаточное освещение в камерах, данное нарушение ЕСПЧ признал бесчеловечным обращением в решении «Новоселов против России».

Разумные опасения относительно соблюдения приватности при пользовании санитарным узлом, вызывают характеристики перегородки, отделяющей сан узел. Несмотря на то, что перегородки имеются в наличии и соответствуют нормам п. 17 Правил внутреннего распорядка учреждений исполнения наказаний (ПВР), их форма не закрывает площадь сан узла в объеме позволяющем исключить нарушение приватности. Европейские тюремные правила п 3 устанавливают, что осужденные должны иметь беспрепятственный доступ к санитарным устройствам, отвечающим требованиям гигиены и позволяющим уединение.

Кроме того, стоит отметить, что ЕСПЧ учитывает и время, нахождения осужденного в таких условиях. В решении «Лабзов против России» ЕСПЧ указывает, длительное пребывание осужденного в подобных вышеописанным условиях (нахождение осужденного в течение 23 часов в переполненной камере), однозначно считается бесчеловечным обращением.

Сложно назвать достаточным навес, который обеспечивает защиту от природных осадков в прогулочном дворике УУК.

 

В ходе интервьюирования осужденных, один из респондентов (осужденный Сим… С.) отметил, что считает нелегитимным свое нахождение в ДИЗО. В частности он отметил, что не видел рапорта, в котором описан его проступок и соответственно он не расписывался о его изучении. В такой ситуации актуальным является вопрос эффективного применения к осужденным принципа справедливого судебного процесса. Данный принцип закреплен правилом 59 Европейских тюремных правил. В этом правиле закреплены нормы и принципы, которые отражаются в практике ЕСПЧ. А именно - обвиняемые в дисциплинарных проступках:

a. незамедлительно и подробно информируются на понятном им языке о характере выдвигаемых против них обвинений;

b. должны имеет достаточные время и условия для подготовки в свою защиту;

c. должны иметь возможность защищать себя лично или с привлечением правовой помощи, если это требуется в интересах правосудия;

d. должны иметь возможность требовать присутствия свидетелей и заслушивать их или требовать их заслушивания от своего имени.

 

Анализ содержания Журнала, в котором фиксируются нарушения соделанные осужденными и принятые меры реагирования, показал ряд тенденций, которые могут указывать на возможные недостатки в практике наложения дисциплинарных взысканий. Так, к примеру, 28.05.2014 года, за «нарушение формы одежды» осужденному было вынесено взыскание в виде помещения в ПКТ сроком на 3 месяца. При этом с максимальной долей уверенности, можно утверждать, что администрация КИК №6, не выполнила и свих обязанностей, для того, чтобы такого нарушения не было. Поскольку администрация КИК №6, в отношении этого осужденного, скорей всего не выполнила нормы п. 92 ПВР, обязывающей обеспечивать осужденных  «одягом,  натільною білизною  та  взуттям,  а  також постільними   речами   за   встановленими  нормами».

Кроме того, вызывает опасения практика наложения дисциплинарных взысканий в участке карантина, диагностики и распределения. Согласно содержания вышеуказанного Журнала, около 90% взысканий, наложенных на осужденных в течение 2014 года, были за отказ выполнить нормы ст. 118 УИК Украины (отказ выполнять работы по благоустройству). Данная практика требует дальнейшего изучения.

Не обнаружено в Журнале и фактов не наложения взысканий, к примеру, в случае отсутствия вины осужденного в произошедшем проступке.

 

Условие содержания осужденных в участках ресоциализации

 

В ходе посещения были осмотрены условия содержания осужденных в двух отделениях социально-воспитательной работы (2 и 4).

Организация материально-бытового обеспечения осужденных в данных отделениях не вызывает критических замечаний.

Позитивную оценку заслуживает наличие и содержание наочных материалов.

 

Мониторинг имплементации нововведений, внесенных в уголовно исполнительный кодекс Украины

 

Во время осмотра комнаты ожидания для граждан, которую сменили на «Бюро пропусков КИК №6» не было обнаружено ни одного наочного материала, информирующего о нововведениях в УИК Украины. Интервьюирование персонала КИК №6 показало не достаточный уровень информированности о нововведениях в УИК. Не было выявлено данной информации и в помещениях УУК.

Все вышеуказанное дает основание для разумных сомнений в эффективном выполнении приказа начальника Государственной пенитенциарной службы Украины, который регламентирует «діяльність органів та установ ДПтС України у період приведення відомчих нормативно-правових актів у відповідність із Законом України № 1186-VІІ "Про внесення змін до Кримінально-виконавчого кодексу України щодо адаптації правового статусу засудженого до європейських стандартів».

Вместе с тем, стоит указать, что в помещениях 2 и 4 отделений социально-воспитательной работы, нововведения в УИК Украины были представлены для осужденных наочно.

 

В целом делегация ОНК не столкнулась с проблемами в передвижении по учреждению. Члены делегации имели возможность посещать любые помещения. Не было проблем и с интервьюированием осужденных и персонала. Не было отказов и в изучении документации учреждения.

Данная практика является однозначно положительной, и ее следует поощрять и в дальнейшем.

 

Процедура приема корреспонденции от осужденных, согласно изменений УИК, пока не изменилась. Вместе с тем, жалоб от осужденных на процедуру отправки корреспонденции не поступало. По словам начальника КИК №6, случаев обращения осужденных с просьбой принять заявление (или жалобу) по новой процедуре, пока не поступало.

 

Относительно остальных нововведений, заложенных в УИК, начальник КИК №6 отметил, что руководство учреждения, рассматривает возможности их реализации. В частности относительно увеличения количества длительных свиданий. Реализация доступа осужденных к Интернету и мобильной связи, будет зависеть от решений ГПтСУ. 

 

 

 

Ответственный за организацию и проведение

общественного контроля за соблюдением прав,

основных свобод и законных интересов осужденных

Кировоградской областной наблюдательной комиссии

 

 

БОЧАРОВ-ТУЗ В.