Россия не спешит слушать советы Европы по борьбе с коррупцией // Из...

Россия не спешит слушать советы Европы по борьбе с коррупцией // Из рекомендаций ГРЕКО выполнена лишь часть

600

Россия может попасть под усиленный мониторинг со стороны группы стран по борьбе с коррупцией Совета Европы (ГРЕКО), потому что не торопится полностью выполнять ее рекомендации по совершенствованию законодательства по борьбе с коррупцией, финансированию партий и избирательных кампаний. Из 21 рекомендации полностью выполнены лишь три, частично — 12. Такой вывод содержится в опубликованном вчера отчете организации по итогам третьего раунда мониторинга национальной антикоррупционной политики, сообщает РБК.

На оценку выполнения рекомендаций, направленных России еще в августе 2012 года, ГРЕКО понадобился год — РФ направила отчет в сентябре прошлого года. Полностью выполнены рекомендации: о криминализации подкупа членов международных парламентских ассамблей, судей и чиновников международных судов и о проведении анализа возможности злоупотребления возможностью спецзащиты на суде при деятельном раскаянии. Также выполнена рекомендация о снижении порога раскрытия информации о пожертвованиях от физических и юридических лиц (с 10 тыс. евро для юрлиц и тысячи евро для физлиц). В июне Госдума приняла правительственный законопроект, ограничивающий размер членских и вступительных взносов для политических партий. Поправки в закон «О политических партиях» об усилении контроля за финансированием партий уже вступили в силу.

Среди тех рекомендаций, которые Россия выполнила частично — отмена положения, разрешающего возбуждать уголовные дела о коммерческом подкупе только по заявлению или при согласии пострадавшей организации, а также увеличение срока давности по возбуждению уголовного дела за совершение подкупа с двух до десяти лет.

Вопреки рекомендациям организации, по информации «Ведомостей», Россия не включила в понятие «взятка» любые нематериальные преимущества и выгоду, полученные от действий чиновников третьими лицами, некриминализовала злоупотребление влиянием и обещание взятки, а также не увеличила срок давности привлечения к уголовной ответственности за подкуп. Кроме того, российские власти не обеспечили «ясные, прочные и недвусмысленные правовые рамки» в финансировании политических партий. По мнению ГРЕКО, в России не приняты меры для того, чтобы не допустить злоупотреблений служебным положением во время избирательных кампаний, а также отсутствует прозрачность финансирования общественных объединений без статуса юрлица и фондов поддержки политических партий.

Однако в Генпрокуратуре работу по выполнению рекомендаций ГРЕКО считают успешной. Пять из шести рекомендаций нашли отражение в разработанном ведомством законопроекте об усилении ответственности за коррупцию, отметил заместитель начальника управления Генпрокуратуры по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции и член бюро ГРЕКО Аслан Юсуфов. Этот законопроект и проект поправок Минюста в связи с реализацией международных обязательств в области противодействия коррупции находятся на стадии согласования. Документы предполагают увеличение сроков, но не до требуемых десяти лет, а до трех и шести соответственно. Но, поскольку ГРЕКО не учитывались законодательные изменения, принятые позже сентября 2013 года, эти документы не были приняты во внимание. К тому же, если ранее для частичного выполнения рекомендации группы достаточно было подготовки законопроекта (и его публикации — для полного выполнения), то теперь для этого необходимо внесение разработанного законопроекта в парламент.

России до декабря следующего года предстоит предоставить дополнительный отчет о выполнении остающихся рекомендаций. Генпрокуратура уже начала работу по подготовке к успешному завершению третьего раунда оценки: разработаны проекты межведомственных планов по реализации невыполненных и частично выполненных мероприятий, отметил Аслан Юсуфов.

По его словам, если уровень выполнения рекомендаций признается недостаточным, ГРЕКО может сделать вывод об «общем неудовлетворительном состоянии выполнения рекомендаций» с постановкой страны на усиленный мониторинг. На момент защиты российского отчета в таком статусе находилось 12 государств (в их числе Германия, Франция, Бельгия, Швейцария, Дания).

ИСТОЧНИК:http://zakon.ru/Discussions/rossiya_ne_speshit_slushat_sovety_evropy_po_borbe_s_korrupciej__iz_rekomendacij_greko_vypolnena_lish/15104