Тюрьма — 2020: ориентиры

Тюрьма — 2020: ориентиры

654

Итоговое заседание

Рабочей группы по корректировке Концепции реформирования УИС.

Заседание состоялось 23 декабря 2014 года в здании Минюста под председательством Министра.

Большая часть наших поправок вошла в представленные рабочей группы 2 проекта постановления Правительства о внесении изменений в Концепцию. Некоторые положения поправок страдают излишней неконкретностью формулировок (совершенствование, создание условий, активное использование и т.д.). Впрочем, это Концепция, то есть набор векторов развития, дорожная карта, а не пакет законопроектов.

Концепция предусматривает постепенное снижение численности осужденных, содержащихся в одном жилом помещении.

Предполагается внедрение индивидуальных и групповых программ восстановительного правосудия и методов медиации в отношении осужденных.

Будет развиваться система платных услуг, в т.ч. с использованием Интернета.

С ведомственных нормативных актов, затрагивающих права и свободы человека, предлагается снять гриф «ДСП», а при сохранении грифа положения, затрагивающие права и свободы человека, будут исключены.

Осужденным будет предоставлена возможность участвовать в судебных процессах по гражданским делам, в том числе через режим ВКС.

Будет пересмотрен в сторону безотлагательности реагирования порядок фиксации телесных повреждений.

Будут созданы условия для нахождения содержащихся под стражей вне камер в дневное время.

Сотрудники образовательных учреждений ФСИН будут в обязатель ном порядке изучать правам человека.

Предполагается проработать модели индивидуальной трудовой деятельности осужденных.

В общей сложности оба проекта содержат примерно 60 различных новаций.

Я в своем выступлении выразил удовлетворение тем, что в проект вошло наше предложение (которое мы еженедельно повторяет года 2) о размещении государственных и муниципальных заказов на предприятиях УИС на внеконкурсной основе.

Обязательным условием успешности реформы УИС является снижение численности заключенных в стране. По уровню численности заключенных на 100 тыс. жителей Россия по прежнему занимает 10 место в мире.

В Концепции говорится о создании условий для получения осужденными среднего специального и высшего образования. Предлагаю данную формулировку изменить на стимулирование получения осужденными высшего и иных видов образования.

В Концепции правильно говорится о снижении числа лиц, проживающих в одном жилом помещении, однако ничего не говорится о нормативе площади на 1 осужденного в локальном участке. Между тем, некоторые локальные участки настолько крошечные, что , если все осужденные выйдут в локальный участок, то на человека придется менее 1 метра.

Предлагаю усилить в Концепции раздел о бережном отношении к кадрам. Крайним проявлением пренебрежения к людям, которые отдали свои жизни работе в УИС, является проживание бывших сотрудников и из семей в поселках, где единственным градообразующим предприятием была колония, однако и та была закрыта.

Я поддержал предложение М.А. Федотова вывести из тупика работу над поправками к 76 - ФЗ «Об общественном контроле…», куда законопроект попал по вине ГПУ, предложение В.М. Гефтера о ратификации протокола к Конвенции против пыток о создании НПМ (Национального превентивного механизма), а также высказанные предложения о сохранении рабочей группы.

Минтруд России включился в дискуссию о том, является ли труд в местах лишения свободы сферой трудовых или уголовно- исполнительных отношений. Минтруд считает, что данные отношения являются уголовно- исполнительными.

Министр в своем заключительным слове согласился с тем, что не надо спешить с принятием Концепции, однако в Правительство ее надо внести в начале февраля, постараться. Иначе, получится, как в 2010 годку, когда авторов Концепции стали упрекать в том, что они разработали плохой документ. Министр согласился со мною, что необходимо сокращение численности тюремного населения, но сказал, что о конкретных цифрах, сколько людей должно находиться в УИС, говорить сейчас нельзя. Он отметил, что с 2008 года, когда он стал Министром, численность заключенных снизилась с 980 тыс. до 600 тыс.

Нельзя говорить о том, что у нас полностью отсутствует пробация, имеются отдельные ее элементы, например уголовно – исполнительные инспекции. Общественный контроль Министр оценил, как важнейший сегмент правозащитной политики в стране.

Он согласился с тем, что необходима более активная защита персонала ФСИН и подверг критике самого себя за то, что этот раздел Концепции был недостаточно действенным.

По мнению министра, труд в УИС не должен быть обязательным. Переход к добровольному труду может вызвать определенное непонимание среди части осужденных и определённые потрясения в колониях, однако это тот шаг, на который надо идти. «Я бы в ближайшее время сделал этот шаг», - сказал Коновалов.

Министр выразил удивление тому, что подготовлено 2 разных проекта постановления Правительства. «Наверное, исходили из того, что один потеряется,» - пошутил он.

Он согласился с предложением сохранить межведомственную рабочую группу, сказав, что и сам хотел говорить об этом, возложив на не мониторинг реализации Концепции, ее актуализацию, обобщение успешных пенитенциарных и правозащитных практик.

Чтобы выполнить пожелание министра о сроках внесения Концепции 29 декабря 2014 года в 14.00 я провожу круглый стол представителей правозащитного сообщества по обсуждению планируемых изменений в Концепцию. О месте проведения будет сообщено дополнительно.

А. Бабушкин

ИСТОЧНИК: http://an-babushkin.livejournal.com/