Правозащитникам грозит ротация. Общественная палата РФ намерена кардинально обновить комиссии по надзору...

Правозащитникам грозит ротация. Общественная палата РФ намерена кардинально обновить комиссии по надзору за тюрьмами

565

Общественная палата (ОП) займется системой Общественных наблюдательных комиссий (ОНК), осуществляющих контроль за соблюдением прав человека в местах лишения свободы. По информации «НГ», ОП планирует ужесточить критерии отбора кандидатов в ОНК и полностью замкнуть на себя все выборные процедуры. Правозащитники против такой монополизации и настаивают, чтобы формированием ОНК занимался аппарат омбудсмена и Совет по правам человека при президенте (СПЧ).

С начала этого года Общественная палата, как стало известно «НГ», сосредоточит усилия на двух направлениях – корректировке Закона «Об общественном контроле» и реформировании системы ОНК. Системной работы тут, по словам секретаря ОП Александра Бречалова, со стороны ОП до сих пор не было, нет и четких критериев для отбора членов этих комиссий. По закону любой правозащитник может быть включен в состав  ОНК, но не более трех  раз. Так что в ноябре 2016 года, когда придет время обновить сеть общественных контролеров, ОП будет непросто определить, а из кого же, собственно, формировать комиссии четвертого созыва.

В конце прошлой недели, на форуме о государстве и гражданском обществе, Бречалов пообещал, что ОП уделит ОНК гораздо больше внимания, чем прежде: «ОНК крайне важный институт, и, на мой взгляд, надо выводить его на новый уровень и наводить порядок в этой сфере». Больше всего, как оказалось, его смущает, что в ОНК сегодня могут входить люди, имеющие одну или даже несколько судимостей.

Большая часть правозащитников тут же выразила недоумение в связи с заявлениями секретаря ОП.  По их мнению, налицо угроза расформирования ОНК как таковых. Введение тех или иных жестких  критериев, которые сейчас прорабатываются в ОП, приведет к созданию фильтра, «с помощью которого можно будет бороться с инакомыслящими и наиболее эффективными, принципиальными правозащитниками», сказал «НГ» основатель соцсети Gulagu.net Владимир Осечкин. По информации «НГ», в его письме Бречалову говорится, что «действительно, в ОНК некоторых регионов входят и люди, ранее отбывавшие наказание, но при этом погасившие судимость законным путем». Бывшие осужденные, входящие в состав комиссий, пояснил «НГ» Осечкин, прошли ресоциализацию и «довольно успешно содействуют реформе уголовно-исполнительной системы, принимают посильное участие в развитии общественного контроля». Руководитель комиссии по содействию ОНК и реформе пенитенциарной системы СПЧ Андрей Бабушкин тоже заметил, что в соответствии с законодательством эти люди уже не считаются судимыми. «Господин Бречалов, вероятно, хочет покомандовать гражданским обществом», – такой вывод сделал правозащитник.

Напомним, что с 2008 года общественные наблюдательные комиссии существуют более чем в 90% регионах страны. В данный момент в местах лишения свободы находятся 650 тыс. человек. И около 1 тыс. членов ОНК могут беспрепятственно посещать отделы полиции, СИЗО и колонии. Однако работа многих из этих комиссий, по мнению экспертов, является чисто формальной, общественный контроль ими, по сути дела, лишь имитируется.

«Больше двух лет мы говорим на всех площадках о проблеме закрытости некоторых ОНК, отсутствии у многих комиссий собственных сайтов, неподотчетности таких комиссий обществу, в том числе о засилье бывших сотрудников правоохранительных органов, которые зачастую покрывают нарушения прав заключенных», – заявил Осечкин корреспонденту «НГ». Вместо решения этих проблем, сказал он, наиболее эффективных членов ОНК начинают обвинять в финансировании из-за рубежа, в связях с криминалом, наличии давно погашенных судимостей. «И сейчас мы увидим еще один виток противостояния, в котором, конечно, у силового лобби будет очевидное преимущество перед правозащитниками», – подчеркнул он.

Если планы Бречалова по модернизации системы комиссий начнут реализовываться, то правозащитники будут настаивать на передаче полномочий по назначению членов ОНК от ОП к уполномоченному по правам человека в России или тому же СПЧ.  Учитывая, что в состав ОНК может входить до 40 человек, предложение правозащитников такое: ввести квоту в 10 кандидатов от вышеназванных структур, а также и от открытого правительства.