Общественная палата Российской Федерации по просьбе Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека провела анализ законодательства, который показал, что, исходя из существующих норм, деятельность членов общественных наблюдательных комиссий не может считаться политической.
СПЧ обращался в связи с тем, что членство руководителей некоторых некоммерческих организаций в общественных наблюдательных комиссиях стало расцениваться органами прокуратуры как политическая деятельность в контексте применения закона об "иностранных агентах".
Анализ действующего законодательства для подготовки ответов на вопросы
Председателя Совета при Президенте Российской Федерации
по развитию гражданского общества и правам человека
25 марта 2015 года в Общественную палату Российской Федерации поступило обращение Председателя Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Советника Президента Российской Федерации М.А. Федотова с просьбой дать разъяснение Общественной палаты Российской Федерации по следующим вопросам:
1. В каком качестве члены общественной наблюдательной комиссии входят в ее состав: в личном или же в качестве представителей соответствующих общественных организаций?
2. Является ли деятельность членов общественных наблюдательных комиссий политической деятельностью?
Для подготовки ответов на данные вопросы исследованы нижеприводимые федеральные законы.
1) В статьях 6, 10 и 14 Федерального закона Российской Федерации №76-ФЗ от 10 июня 2008 года (в редакции закона от 12 февраля 2015 года) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» указано следующее:
- правом на выдвижение кандидатур в состав общественной наблюдательной комиссии обладает общероссийское, межрегиональное или региональное общественное объединение;
- на основе заявления кандидата и указанных в законе документов, прежде всего, решения руководящего коллегиального органа общественного объединения, кандидата членом общественной наблюдательной комиссии назначает Совет Общественной палаты Российской Федерации;
- руководящий коллегиальный орган общественного объединения, выдвинувшего кандидатуру члена общественной наблюдательной комиссии, или общественная наблюдательная комиссия имеют право внести представление в Совет Общественной палаты о прекращении полномочий члена общественной наблюдательной комиссии в случаях, указанных в п. 9 части первой статьи 14 упомянутого выше закона;
2) в статье 16 приведенного выше закона указано, что члены наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля, посещении мест принудительного содержания, проведении бесед, принятии заявлений и жалоб от лиц, находящихся в местах принудительного содержания, действуют в составе двух человек, но не индивидуально;
3) формирование заключений, предложений, обращений по результатам общественного контроля является задачей общественной наблюдательной комиссии, но не ее индивидуального члена;
- государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица рассматривают заключения, предложения и обращения, направленные в их адрес общественной наблюдательной комиссией, но не материалы, представленные отдельным ее членом;
- при этом решения общественной наблюдательной комиссии носят рекомендательный характер (статьи 15, 19 упомянутого выше закона);
4) в соответствии с положениями, указанными в ст. 3 Федерального закона № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» граждане Российской Федерации вправе участвовать в осуществлении общественного контроля лично или в составе общественных объединений и иных негосударственных некоммерческих организаций;
однако в статье 14 приведенного закона указано, что полномочия общественных наблюдательных комиссий по контролю за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и порядок их деятельности регулируются Федеральным законом Российской Федерации № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания;
таким образом, все, указанное в предыдущих пунктах заключения, является юридически обоснованным и не противоречит положениям приведенного в данном пункте закона «Об основах общественного контроля»;
5) анализ приведенных выше норм Федерального закона Российской Федерации № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года (в редакции закона от 12 февраля 2015 года) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» позволяет сделать следующий вывод:
член общественной наблюдательной комиссии при осуществлении общественного контроля в местах принудительного содержания лиц действует не в личном качестве, но в качестве представителя общественной наблюдательной комиссии и соответствующей общественной организации, которая выдвинула его кандидатуру на основании решения своего коллегиального органа и может принять меры к прекращению его полномочий при наличии оснований, предусмотренных законом;
6) Федеральный закон Российской Федерации № 76-ФЗ от 10 июня 2008 года (в редакции закона от 12 февраля 2015 года) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» не содержит положений, позволяющих рассматривать деятельность общественных наблюдательных комиссий как политическую;
не содержит таких положений и Федеральный закон № 212-ФЗ от 21 июля 2014 года «Об основах общественного контроля в Российской Федерации»;
вместе с тем, политическая деятельность граждан, общественных объединений предусмотрена и регламентируется Федеральным законом Российской Федерации № 95-ФЗ от 11 июля 2001 года (в редакции закона от 15 февраля 2015 года) «О политических партиях»;
в данном законе, в частности, указано следующее:
право граждан Российской Федерации на объединение в политические партии включает в себя:
право создавать на добровольной основе политические партии в соответствии со своими убеждениями,
право вступать в политические партии либо воздерживаться от вступления в политические партии,
право участвовать в деятельности политических партий в соответствии с их уставами, а также право беспрепятственно выходить из политических партий (статья 2 закона);
политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством
формирования и выражения их политической воли,
участия в общественных и политических акциях,
в выборах и референдумах,
в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления (статья 3 закона);
вмешательство органов государственной власти и их должностных лиц в деятельность политических партий, равно как ивмешательство политических партий в деятельность органов государственной власти и их должностных лиц, не допускается (статья 10 закона);
вместе с тем, как выше отмечено, общественные наблюдательные комиссии имеют право на формирование заключений, предложений, обращений по результатам общественного контроля и направление их в государственные органы, органы местного самоуправления, должностным лицам, которые обязаны данные документы рассмотреть;
данную деятельность общественных наблюдательных комиссий объективно следует рассматривать как предусмотренное законом воздействие на деятельность органов государственной власти, должностных лиц данных органов в целях соблюдения требований закона, прав лиц, содержащихся в местах принудительного содержания;
кроме того, различны порядок создания общественных наблюдательных комиссий и политических партий, их цели, задачи и порядок функционирования.
7) сравнительный анализ приведенных выше норм федеральных законов Российской Федерации позволяет сделать следующий вывод:
деятельность членов общественных наблюдательных комиссии не является политической деятельностью;
политическую деятельность осуществляют граждане, добровольно вступившие в существующую политическую партию (или создавшие политическую партию в предусмотренном законом порядке).
ИСТОЧНИКhttp://president-sovet.ru/presscenter/news/read/2396/