Свердловский областной суд защитил права членов ОНК Свердловской области на беспрепятственные проверки...

Свердловский областной суд защитил права членов ОНК Свердловской области на беспрепятственные проверки ИУ

662

17 февраля 2016 г. Свердловский областной суд отменил решение Верх-Исетского районного суда от 30 октября 2015 г. об отказе в удовлетворении заявления членов ОНК Свердловской области Ольги Диановой и Ларисы Захаровой.

Судебная коллегия под председательством судьи Дмитрия Гылкэ признала незаконными действия администрации ФКУ ИК-46 и ГУФСИН России по Свердловской области по отказу в посещении помещений и отрядов ИК-46 после 20-00.

Своим определением Свердловский областной суд подтвердил право общественных наблюдателей посещать исправительные учреждения в вечернее время после 20-00, с чем никак не могли согласиться тюремщики, когда просто выгнали нас с Ольгой Ивановной из колонии.

Однако такой подход у представителей ФСИН России по Свердловской области весьма избирателен — не хотят пускать они в свою вотчину почему-то только определенных членов ОНК — Дианову и Захарову.

20160217_115410Как выяснилось, в другие дни того же месяца ИК-46 посещали другие члены ОНК и в 6 утра и после 20-00. Заходили даже в три часа ночи. И никто им не препятствовал. Заходил даже бывший член наблюдательной комиссии, чьи полномочия прекратились в ноябре 2013 г., но и его пустили без каких-либо препятствий, впрочем, без каких-либо на то оснований.

То, что апелляционная инстанция отменила решение суда первой, подтверждает право общественных наблюдателей на проведение общественного контроля без учета вечернего либо утреннего времени.

Состоявшееся судебное решение Областного суда крайне важно для общественного контроля в России,   который имеет  своей целью контроль за соблюдением прав человека в местах принудительного содержания, в том числе чтобы осуществлять «пофамильную проверку», например, всем ли выдаются матрасы на время сна, предоставляется ли осужденным достаточно времени для подготовки ко сну, все ли обеспечены спальными местами и предметами личной гигиены, не привлекаются ли они незаконно к работам в ночное время, да и вообще, проходят ли режимные мероприятия без унижения человеческого достоинства и какой-либо дискриминации.

Для примера, зачастую от осужденных некоторых исправительных учреждений поступают жалобы на ограничение их во времени для проведения санитарно-гигиенических процедур, когда не все успевают умыться и воспользоваться туалетом.
Кроме того, известны случаи оказания физического и психологического давления на заключенных именно в вечернее и ночное время. Например, на ночь помещают в так называемый «стакан» и человек стоит в нем до утра.

Когда такие нарушения имеют место, администрация мест принудительного содержания не рада неожиданному визиту общественных контролеров и не спешит «распахнуть перед ними двери» пенитенциарного учреждения.
За время, в течении которого по каким-то надуманным причинам не допускают правозащитников, успевают «замести следы» от всякого рода нарушений, спрятать запрещенные предметы и даже избитых заключенных.
После чего не допускают в места, где общественники могут обнаружить всё перечисленное.

Хорошо, что есть еще судебная власть, которая может восстановить законность, нарушения которой даже надзирающая прокуратура отказывается замечать, как мы наблюдали, в частности, по данному делу.

Лариса Захарова,
член ОНК Свердловской области,
юрист-руководитель Правовой службы ОНК,
МОО «Межрегиональный центр прав человека».

***

КапустинПояснение адвоката Капустина Владимира Яковлевича в судебном заседании апелляционной инстанции 17 февраля 2016 г.

Заявление членов ОНК Свердловской области и их апелляционную жалобу поддерживаю в полном объёме, считаю решение районного суда неправильным и подлежащим отмене.

Районный суд в своём решении на стр. 4 записал, что «…соглашается с доводами представителей ФКУ ИК-46 и ГУФСИН России по Свердловской области о том, что посещение отрядов, ШИЗО, ПКТ членами ОНК 23.07.2015 после 20.00 часов привело бы к нарушению правил внутреннего распорядка для осужденных, содержащихся в ФКУ ИК-46».

Считаем такое утверждение районного судьи не основанным на законе, поскольку     Распорядком дня, утверждённым приказом начальника ФКУ ИК-46 от 31 декабря 2014 г. № 472, отбой определён для отрядов в 22 часа, для содержащихся в ШИЗО и ПКТ в 21 час.

Такие процедуры как проведение вечерней пофамильной проверки, осмотр внешнего вида осужденных, выдача спальных принадлежностей осужденным не могут быть выведены и исключены из поля зрения Общественной наблюдательной комиссии, как настаивают на этом представители администрации колонии и поддерживающий администрацию судья.

В абзаце 2 на стр. 6 решения судья заявляет, что «… факт не допуска заявителей на территорию ФКУ ИК-46 23.07.2015 в период времени после 20.00 часов нельзя признать незаконным…», ссылаясь на те же правила внутреннего распорядка. Подобное общее отрицание судьёй права членов ОНК быть на территории колонии после 20 часов явно противоречит закону и указанным выше утверждённым часам отбоя.

Возник спор о том, когда прибыли члены ОНК в колонию. По утверждению администрации и предъявленному ею Журналу коротких свиданий прибыли в 20-10. По утверждению членов ОНК и предъявленному по их требованию той же администрацией Журналу № 424 колонии № 46 «Учёта результатов посещения учреждения членами ОНК и принятых мерах реагирования» члены ОНК прибыли на внешний 1 пост в 19-00, зашли внутрь колонии в 19-35, посетили штаб, отряд № 8, и затем им запретили «обход мест содержания осужденных ШИЗО, ПКТ, 7 отряд и др….».

Районный судья записал в решении, что «… критически относится к доводам административных истцов об их прибытии на объект около 19 часов ...», поскольку  в предъявленном администрацией колонии Заключении ст. помощника свердловского прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях Чернавских И.А. от 08.08.2015 г. говорится о том, что посещение колонии 23 июля зафиксировано видеорегистратором, и время на видеорегистраторе соответствует времени, сообщённому суду администрацией. Несмотря на требование административных истцов запись видеорегистратора не была представлена в судебное заседание, прокурор в суд не вызван и не допрошен. Вместе с тем в удовлетворении ходатайств административных истцов об истребовании записей прохода посетителей с внешнего КПП 1 колонии, вызове и допросе ряда свидетелей об обстоятельствах посещения ФКУ ИК-46 в вечернее и ночное время Кириллова С.В., Башкова В.А., Калинина Д.Г., Кудрякова А.В. судьёй было отказано. Вот такая состязательность и равноправие сторон в судебном процессе!

Из заявления членов общественной наблюдательной комиссии видно, что они намеревались посетить не только ШИЗО и ПКТ (отбой в 21 час), но и другие отряды (отбой в 22 часа).

В любом случае вытекает, что административных истцов изгнали из колонии задолго до общего отбоя в 22 часа в отрядах, которые они также намеревались посетить.

Отдельно отмечу, что положения Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 г. № 76 направлены на полное обеспечение прав заключённых в местах лишения свободы и на контроль за соблюдением этих прав без всяких изъятий на указание времени проведения этого контроля. Поэтому, незаконна позиция суда, отрицающего проведение общественного контроля в любое время суток. Беспокойство администрации колонии о том, что проверкой будет нарушен сон осужденных, беспочвенно, поскольку никто не собирался и не собирается будить заключённых и вести с ними беседы, — проведение ночной проверки заключается в том, всем ли заключённым предоставлены спальные места, не задействованы ли они в ночное время на работах и т.п.

По указанным причинам прошу отменить решение районного судьи и принять новое решение об удовлетворении жалобы административных истцов.

Адвокат  В.Я. Капустин

Источник: Правозащитники Урала