В соответствие со ст.15 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и, о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» от 10.06.2008 г. № 76-ФЗ,
03.11.2015 г. члены ОНК Иркутской области Хроменкова Н.А. и Варшней Н.Е. посетили Дежурную часть Отдела полиции № 9 УМВД России по г. Иркутску, ул. Ржанова, 25 а.
Уведомление, отправлено 03.11.2015 в 15.52 дежурному по УМВД России по г. Иркутску 21-68-05. Для фото-видео фиксации хода общественного контроля и условий содержания доставленных и задержанных у членов ОНК при себе имелся фотоаппарат и диктофон.
Цель визита: проверка соблюдения прав граждан, условий содержания доставленных и задержанных, работа с жалобами.
Посещение начато в 16.20, закончено в 19.10.
Сопровождал: начальник дежурной части майор полиции Кондратюк Сергей Петрович.
На момент проверки членами ОНК, в отделе находятся задержанные и доставленные - 4 человека, в ходе осуществления проверки доставили еще одного гражданина.
В ходе посещения были проверены:
- информационные стенды,
- помещения дежурной части: места для содержания доставленных: клетка – стакан и камеры № 1-2; комната для предварительного разбирательства с доставленными и задержанными; комната отдыха сотрудников; подсобное помещение; санузел;
- Книга учета доставленных.
Начальник дежурной части майор полиции Кондратюк Сергей Петрович при приходе членов ОНК не хотел запускать в отдел:
В 16.20 оперативный сотрудник принял наши документы и стал записывать в журнал. В это время, за данным столом сидел начальник дежурной части Кондратюк С.П., который стал выяснять у членов ОНК, уведомили ли мы территориальное управление. Члены ОНК объяснили, что уведомили дежурного территориального управления по телефону в 15.52. Тогда Кондратюк С.П. сказал. Что нам необходимо уведомить руководителя территориального управления и подождать его разрешения. На что мы объяснили, что согласно ФЗ РФ № 76 члены ОНК после соответствующего уведомления могут осуществлять проверку мест принудительного содержания, без специального на то разрешения. Кондратюк С.П. сказал, чтобы члены ОНК ожидали, и показали ему 76 закон, в котором написано, что членам ОНК не требуется специальное разрешение на осуществление проверки, затем пройдут проверку металлоискателем и досмотр сумок. Это было сказано угрожающе, с нажимом и давлением. На что члены ОНК предложили показать нормативно правовые документы на основании чего члены ОНК подвергаются данной процедуре. Затем мы сделали звонок в ГУ МВД начальнику отдела ответственного за работой Дежурных частей А.И.Киселеву и сообщили о сложившейся ситуации. Составили АКТ о данном инциденте и вручили Кондратюку С.П. Затем нам предложили войти. Провели основательный досмотр сумок, мы выкладывали содержимое на стол и показали, что находится в сумках, затем прошли через «рамку».
Жалобы членам ОНК на действия сотрудников полиции и условия содержания в процессе посещения не поступали.
Выявлено:
- Информационные стенды при входе в отдел оформлены, информации много, но к сожалению, не соответствуют нормам. Нет информации об Уполномоченном по правам человека Российской Федерации; об Уполномоченном по правам человека Иркутской области; Уполномоченном по правам ребенка; о членах общественного совета г. Иркутска и Иркутской области и членах общественной наблюдательной комиссии Иркутской области. Не сразу видны телефоны доверия, по которым можно позвонить, искали несколько минут.
Отсутствует правовая информация в местах доступных для задержанных, предусмотренного приказом МВД от 30 апреля 2012 г. № 319: Стенд с информацией для задержанных находится в коридоре Дежурной части, доступ к которому задержанные не имеют. На стенде представлены: Выписка из Конституции РФ, выписка из КоАП, выписка из Наставлений и Реклама Иркутской областной коллегии адвокатов – иной правовой информации на стенде нет.
- При входе в отдел имеется кнопка вызова сотрудника полиции для инвалидов - колясочников. Со слов начальника ДЧ, Дежурный выходит на улицу и там проводит работу с данными гражданами. Условий для работы на улице нет. Освещение тусклое, возможности писать там нет, а как всё это происходит в зимнее время и непогоду вообще непонятно. Крыльцо очень крутое, дверные проёмы узкие. На основании увиденного можно сделать вывод, что Безбарьерное пространство для инвалидов – колясочников отсутствует. Условия для нахождения в Дежурной части лиц «уязвимой группы» (женщины, женщины с детьми, беременные женщины, несовершеннолетние, инвалиды) не созданы вообще.
- Места для содержания доставленных: клетка – стакан и камеры № 1-2. Все стены и плинтуса грязные, заляпанные, пол цементный давно не мытый. В КСЗЛ, коридорах и Дежурной части - пыль, грязь.
Клетка-стакан: людей содержат в клетке с узкой скамейкой - это пространство огороженное решёткой, площадь около 10 м2. Освещения естественного нет, освещение только искусственное.
Камеры № 1-2: всего две камеры, примерно 1, 40 на 1, 40, скамейка не более 1, 40 длиной и шириной не более 30 см. Освещение только искусственное, сверху над дверным проемом горит лампочка. Камеры не оборудованы для содержания беременных женщин, несовершеннолетних и инвалидов.
(В соответствии с нормами: количество КСЗЛ - помещений для задержанных определяется исходя из среднесуточной наполняемости помещений, но не менее 4 квадратных метра на одного человека (п. 1 Правил оборудования служебных помещений для задержанных, утв. приложением № 2 к приказу МВД РФ № 389). Количество камер менее трех является нарушением действующего законодательства, поскольку не позволяет одновременно содержать раздельно мужчин, женщин, несовершеннолетних и иных лиц.
- Комната для предварительного разбирательства с доставленными и задержанными: имеется стол и одна лавочка около 2 метров. Отсутствует естественное освещение, имеется тусклое искусственное освещение. Имеется проем окна, но окно заколочено фанерой и покрашено синей краской. Приточно-вытяжная вентиляция отсутствует. Имеется сквозная вентиляция в коридор помещения дежурной части, но в коридоре приточно-вытяжная вентиляция отсутствует. В коридоре имеется сквозная вентиляция в помещение, где место для содержания доставленных и задержанных в КСЗЛ. (п.7 «Правила оборудования служебных помещений для задержанных» Помещение для задержанных оборудуется приточно-вытяжной вентиляцией).
В комнате находятся доставленные 5 человек.
- Комната отдыха сотрудников неуютная, неопрятная, грязная. Горит всего одна лампочка в потолочной лампе.
- Подсобное помещение небольшое, грязное. В одном углу навален хлам, в другом грязные тряпки. Стоит затхлый запах. В помещении стоит сейф, со слов сотрудника для хранения сухпайка. На момент проверки в сейфе сухпайки отсутствовали.
- Сухпайки: в самой дежурной части не имеются. В сейфе находились только несколько пластиковых одноразовых кружек. Начальник принес сухпайки (2 банки тушенки, 1 банку консервированных голубцов и 1 пачку галет) и медицинскую аптечку из другого кабинета. Сроки использования продуктов соответствуют, но питание задержанных, находящихся более 3х часов осуществляется, за счет самих задержанных. Осуществление питания задержанных, находящихся более 3х часов, сотрудниками фиксируется в книге. Сделано 8 записей с октября 2014 года по октябрь 2015 года. По просьбе членов ОНК троим задержанным было предоставлено питание, начальник Дежурной части лично разогрел консервы и отнес их задержанным, которые на момент проверки находились в ДЧ уже более 3х часов, а также пожаловались, что с самого утра и задержания их сотрудниками УФМС ничего не ели.
- Питьевая вода в свободном доступе для задержанных отсутствует. Сотрудник показал бутыль с водой, это старая грязная пластиковая бутылка на полу в грязном углу комнаты (фото 1) . Рядом стоит кулер, воды нет, бутыль кулера покрыта пылью, видно, что им давно не пользуются.
- В помещении ДЧ отсутствуют краны с водой и санузел. Для того, чтобы дежурным сотрудникам помыть руки, необходимо пройти два длинных коридора, подняться на второй этаж в санузел для сотрудников. За смену в дежурной части проходит примерно около 40 человек (со слов начальника ДЧ), и гигиена для сотрудников – это необходимость. В Дежурной части не созданы вообще санитарно – гигиенические условия как для задержанных, так и для самих сотрудников.
- Аптечка первой помощи в самой дежурной части не имеется. Начальник принес аптечку из другого кабинета. Состав аптечки направлен на оказание первой неотложной помощи (имеются только бинты, лейкопластырь, жгут, прибор для искусственной вентиляции легких, 1 бутылочка перекиси водорода). Факты вызова медицинской скорой помощи фиксируются в книге учета доставленных, если доставленных скорая помощь увезет из ДЧ.
- Нет санузла для доставленных и задержанных. Имеется общий санузел, для сотрудников и задержанных, в общем коридоре, где расположены кабинеты сотрудников отдела полиции. Из помещения, где находятся камеры необходимо пройти 2 двери и 2 длинных коридора, чтобы дойти до туалета. В санузле стойкий запах, грязно, на потолке большие желтые пятна на весь потолок. Также краска на потолке вспучилась, может обсыпаться в любой момент. Нет средств личной гигиены (мыла, туалетной бумаги, салфеток).
Состояние санузела:
- необходим ремонт;
- Книга учета доставленных лиц (КУД) ведется в соответствии с требованиями.
- На момент проверки находятся 5 человек.
Из них инвалидов – нет, женщин – нет, несовершеннолетних – нет, иностранных граждан – 5. В результате проверки выяснилось, что 3 задержанных граждане Таджикистана, 2 граждане Узбекистана. Их по очереди выводят в коридор для составления документов и дактилоскопии. Переводчик отсутствует. (Ст.14 п.1 ФЗ «О полиции» говорит, что Полиция защищает право каждого на свободу и личную неприкосновенность. До судебного решения в случаях, установленных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами, лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов. п.3. В каждом случае задержания сотрудник полиции обязан выполнить действия, предусмотренные частью 4 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также разъяснить лицу, подвергнутому задержанию (далее - задержанное лицо), его право на юридическую помощь, право на услуги переводчика, право на уведомление близких родственников или близких лиц о факте его задержания, право на отказ от дачи объяснения.)
3 человека находятся в данной комнате с 14.45, граждане Таджикистана, задержаны и доставлены в отдел полиции сотрудниками УФМС России по Иркутской области. На данных граждан со слов сотрудников, составляются документы для оформления в спецприемник, затем утром из спецприемника заберут сотрудники УФМС. Не понятна сама процедура, как можно составлять документы на гражданина по которому не установлена личность? Как без подтверждающих документов оформляется иностранный гражданин в спецприемник?
В 18.00 данных граждан покормили и дали попить воды. 2 человека, граждане Узбекистана, доставлены позже. Членом ОНК дана правовая консультация о законодательстве по нахождению на территории России.
Тем самым, можно определить, что не соблюдается ст.27.5 КоАП Российской Федерации, в части того, что срок административного задержания не должен превышать 3 часа.
В связи с чем, возможно сделать вывод, что в нарушение прав, задержанные и доставленные граждане находятся в пункте полиции более 3 часов без законных оснований.
- Не определена зона для работы с задержанными. В ней отсутствует телефон для звонка родным.
- В течение проверки задержанные в туалет не выводились.
По результатам посещения считаем необходимым дать следующие рекомендации, направленные на улучшение соблюдения прав, свобод и законных интересов задержанных и доставленных граждан в ДЧ ОП №9 г. Иркутска, а также направленных на улучшений условий нахождения на рабочем месте самих сотрудников ДЧ :
- Оборудовать стенды с правовой информацией в местах доступных для задержанных. Обеспечить доступ к информации, к телефону, предоставлять возможность переговоров с лицами, которые вправе контролировать орган полиции, а также в соответствии с п. 8 Наставлений по работе с доставленными. Вести учет фактов переговоров задержанных, а также особое внимание уделить осуществлению переговоров задержанных несовершеннолетних, оповещению их родственников – вести запись во сколько, по какому телефону, Ф.И. оповещенного родственника и степень родства с несовершеннолетним.
- Обеспечить задержанным свободный доступ к качественной питьевой воде.
- В помещении Дежурной части обеспечить сотрудникам доступ к воде, как к средству гигиены.
- Обеспечить задержанным иностранным гражданам присутствие переводчика при составлении на них Протокола об административном задержании, Протокола об административном аресте и при составлении документов по материалам, в том числе при взятии объяснений.
- Оборудовать комнату отдыха сотрудникам, для полноценного отдыха сотрудникам.
- Оборудовать санузел в помещении дежурной части.
- Своевременно обеспечивать питанием, не за средства задержанных, а из средств, выделенных бюджетом на осуществление питания задержанных, вести записи о предоставлении питания задержанным на срок более 3х часов. Вышестоящим органам провести проверку целевого расходования данных средств отделом полиции, так как вопрос организации питания остался непонятен.
- Привести в соответствии с Правилами, Положением, Наставлением и САНнормами: вентиляцию, освещение помещений Дежурной части: коридоров, место для содержания доставленных: клетки – стакана и камеры № 1-2; комнату для предварительного разбирательства с доставленными и задержанными; комнату отдыха сотрудников; подсобное помещение;
- Своевременно проводить санобработку помещений и санузела. Обеспечить санузел средствами личной гигиены (мылом, туалетной бумагой, салфетками). Провести генеральную уборку помещения Дежурной части и отдела полиции №9 г. Иркутска.
- Разработать мероприятия по приведению к нормам ДЧ ОП 9 и создать условия для пребывания в ДЧ граждан, относящихся к «уязвимой» группе, так как со слов сотрудников, задержанные в ночное время граждане данной категории (кроме инвалидов) в ДЧ содержатся.
- Провести обучение руководящего состава, ознакомить с ФЗ РФ от 10 июня 2008 г. N 76-ФЗ "Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания" и ФЗ РФ от 21 июля 2014 г. N 212-ФЗ "Об основах общественного контроля в Российской Федерации", а также по Правам человека, по работе с «уязвимой» группой граждан (женщины, женщины с детьми, беременные женщины, несовершеннолетние, инвалиды).
- Провести служебную проверку по факту составления АКТа членами ОНК.
К Заключению прилагается Фотоприложение..
О принятых мерах просим дать письменный ответ по адресу: 664050, г.Иркутск, а/я 59.
Члены ОНК по Иркутской области Н.Е.Варшней
Н.А.Хроменкова