Внимательный анализ только что принятых поправок в ст. 10 ФЗ-76 о дополнительном наборе в ОНК приводит, по моему мнению, к следующим выводам:
- Формулировка п.16 об условиях объявлении донабора, содержащая слова "в
пределах численности, установленной для субъекта РФ в соответствии с ч.1 ст.7» , возможно, будет толковаться следующим образом. Если реальное на сегодня количество наделенных мандатом членов ОНК данного субъекта РФ меньше установленной при последнем наборе в нее численности этой ОНК, то донабор возможен лишь на число мест, равное разности этих величин. (А если они совпадают, то и донабора быть не может!).
- Это толкование следует из того, что только что в статью 10 вошли дополнение
новых частей 16-18 и поправка в ч.1 этой статьи, в которой появилась отсылка к ч.16-18 про возможность донабора. А сами ч.1-8 этой статьи касаются порядка формирования ОНК в то числе при донаборе, но не условий его объявления ОП РФ.
- Другое дело, что ст.7 закона гласит: Совет ОП может устанавливать численность
или менять ее для каждого субъекта РФ; теперь и в случаях, когда согласно новой ч.16 ст.10 ОНК не укомплектована полностью. Но в ней сказано, что объявлять донабор можно только, если есть недокомплект УСТАНОВЛЕННОЙ В ДАННОМ СУБЪЕКТЕ численности ОНК (а не когда она меньше 40 членов, указанных в ст.7).
- Эта коллизия двух норм одного и того же закона означает, что сначала согласно ч.2
ст.7 совет ОП РФ должен изменить численность всех ОНК - по крайней мере, тех, что были сформированы осенью и весной, а, возможно и еще 12 комиссий, которые формируются этим летом. Изменить на бОльшую численность (лучше бы заранее не ограничивая его ничем кроме предела, равного 40), а потом уже объявить донабор. (Конечно, это не коснется тех субъектов РФ, где была установлена численность ОНК в 40 человек, но таких сейчас практически не осталось).
- Вот такой вариант выхода из конфликта или кажущегося противоречия двух норм
об условиях и механизме объявления донабора, которого так ждут в большинстве регионов, и следует срочно обсуждать с новым руководством ОП РФ. И тогда надо незамедлительно начинать кампанию поиска и отбора кандидатов в эти ОНК при условии, что именно такая последовательность действий ОП РФ обеспечит гарантию того, что при донаборе не последует юридических «заморочек», связанных с возможным толкованием новой ч.16 ст.10 в указанном в начале этого текста смысле.
- И тогда, если этот алгоритм действий будет закреплен в изменениях Регламента
ОП РФ уже в июне-июле, то объявление о донаборе в большое число ОНК возможно произойдет этим летом и через два месяца, т.е. в начале осени пройдет сам дополнительный набор. Таков был бы оптимальный ход событий. Получится ли ?..
Валентин Гефтер,
руководитель Аналитического центра проекта «Российские ОНК – новое поколение»