Министру юстиции России
Коновалову А.В.
Директору ФСИН России
Корниенко Г.А.
В 2013 году в Российской Федерации был принят Федеральный закон Российской Федерации от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака".
В соответствие с п. 2 ч. 1 ст. 12 данного закона, ля предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 этой статьи) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг.
В соответствие с п. 4 ч. 2 ст. 14 того же закона, для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.
В связи с многочисленными обращениями заключенных и осужденных я просил ФСИН России разъяснить, каким образом в настоящее время урегулирован вопрос о курении лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях.
Из ответа ФСИН России от 19 декабря 2014 года следует, что в СИЗО организована работа по раздельному содержанию курящих и некурящих, профилактике курения.
Согласно нормам УИК РФ, курение запрещено только в камерах штрафного изолятора. В ПКТ и ЕПКТ не предполагаетсяраздельное содержание курящих и некурящих. В настоящее время на согласовании находится проект новых Правил внутреннего распорядка ИУ, в соответствие с которыми лицам, переведённым в ПКТ или ЕПКТ курение будет разрешено только в период прогулки.
Категорически возражаю против такого ограничения, так как:
- Совет при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека о данной новелле не информировался;
- возникает дополнительное основание для привлечения к ответственности лиц, помещённых в ПКТ или ЕПКТ, и допустивших курение в камере;
- недобровольное прекращение или ограничение курения без контроля со стороны медицинского работника, может привести к последствиям, опасным для здоровья человека;
- к осужденным, помещённым в ПКТ или ЕПКТ, применяется дополнительное ограничение, не направленное на преодоление причин и условий, приведших к нарушению ими порядка отбытия наказания, повлекшего помещения в камерные условия.
Таким образом, запрет на курение в камерах избыточен, вреден, препятствует достижению целей наказания и создает условиядля искусственного превращения в нарушителей большинства осужденных.
В связи с этим предлагаю внести изменения в проект Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, предусмотрев раздельное содержание курящих и некурящих лиц, водворённых в ПКТ и ЕПКТ.
А. Бабушкин