Жизненный цикл гражданского контроля за полицией

Жизненный цикл гражданского контроля за полицией

792

8 декабря 2015 г. в Москве состоялась встреча-диалог в рамках совместного цикла Университета КГИ и «Полит.ру» – «КГИ: идеи и лица». Выступал Иван Бегтин - специалист в области работы с данными, директор АНО «Информационная культура», член Комитета гражданских инициатив. Тема встречи: «Открытые данные как инструмент гражданского контроля».

В ходе обсуждения выступил координатор кампании «Гражданин и полиция» Московской Хельсинкской группы Вадим Карастелев, который обратил внимание на ряд важных моментов:

1.Нужно делать ставку не только на понимание, но и на изменение ситуации ненасильственным и не административным способом - так называемая «мягкая сила». Сами по себе открытые данные ничего не дадут, если не будет субъекта их использования и не будет взаимопонимания между государственными представителями и гражданскими активистами, НКО.

2.Верхние этажи административной системы не имеют (да и не хотят) адекватного представления о нижележащей деятельности, поэтому гражданский контроль это ещё и обращение внимания вышележащих уровней к базовой деятельности («на земле»), которая волнует граждан.

3.Необходимо использовать представление о жизненном цикле гражданского контроля, который включает примерно 20 позиций:

  • анализ нормативно-правовой базы;

  • определение предметов гражданского контроля;

  • разработка методик; набор и подготовка волонтеров, готовых работать на определённых этических принципах;

  • переговоры и согласование с разными уровнями МВД;

  • разработка планов, графиков и форматов осуществления гражданского контроля; посещения и сбор данных;

  • разрешение конфликтов;

  • контроль за устранением замечаний;

  • ввод данных;

  • подготовка докладов и их продвижение для лиц принимающих решение;

  • поощрение благодарностями волонтёров и полицейских, в т.ч. через министра внутренних дел и руководителей МВД в субъектах РФ;

  • предложения для изменения как проектов, так и действующих нормативных актов; подготовка аналитических материалов и их печать в ежегодном сборнике; фандрайзинг;

  • работа с социальными сетями;

  • информационная поддержка.

 

P.S. В.Карастелев пользуется важным различением между общественными и гражданскими организациями. «общественные организации (ОО) являются самостоятельными при наличии трех признаков, в противном случае можно говорить, что они находятся под влиянием внешних сил. Во-первых, самоорганизация, т. е. инициатива создания ОО исходит снизу (от граждан, ассоциаций граждан, шире - от негосударственных структур)… Во-вторых, самоуправление, что означает невозможность изменения видов деятельности, поведения сотрудников объединения извне, готовность объединения отстаивать свои принципиальные позиции перед третьими лицами. В-третьих, самодостаточность. Наличие данного признака означает ресурсную самостоятельность ОО, которая может поддерживаться независимостью от одного источника доходов (например, государственного) и адекватностью решаемых ОО задач внутренним ресурсным возможностям объединения.

Как показывает анализ имеющейся информации, перечисленных признаков недостаточно для идентификации ОО в качестве самостоятельного. Последние также необходимо характеризуются следующими дополнительными признаками, описывающими внешнюю направленность их деятельности: ориентация на решение актуальных общественных проблем; провозглашение и реализация «гражданской этики»; использование публичных и открытых методов общественной работы в конкуренции с другими объединениями и полный отказ от насилия; стремление и включенность в процесс выработки, принятия, реализации и оценки политико-управленческих решений».

Подробнее см. с.49-52 http://www.hse.ru/sci/diss/152519634

 

Отклики и предложения можно присылать по адресу: mhg@mhg.ru