- Обновление методов формирования и деятельности ОНК
а) Отход от монополии на право наделения мандатами кандидатов в члены ОНК
Предлагается рассмотреть возможность создания системы выборщиков, которые направляются по равным квотам от ведущих органов гражданского общества и профильных правозащитных негосударственных институтов - Общественная палата РФ, президентский Совет по правам человека, Уполномоченный по правам человека в РФ, общественные советы при ФСИН и МВД. Они образуют коллегию экспертов, планомерно ведущую анализ выдвинутых кандидатур, отбор их в соответствии с особенностями данного региона, определяют назначение членами ОНК;
б) Расширение возможностей выдвижения и назначения кандидатур членами ОНК:
- снятие ограничений на организационно-правовые формы, сроки с момента регистрации некоммерческих организаций, вкл. религиозные, при одновременном устрожении требований по соответствию их практической (а не только уставной) деятельности в сфере защиты прав человека и общественного контроля за их соблюдением.
- либерализация ограничений на количество кандидатов от одной некоммерческой организации - с 2 до 5, разрешить самовыдвижение кандидатов при наличии гарантий их реальных возможностей работы в этой сфере (временных и материальных затрат на нее);
- иные предложения уже сформулированы СПЧ в виде поправок в ФЗ-76, которые отправлены председателю ГД ФС РФ для обсуждения при подготовке законопроекта ко 2 чтению.
в) Изменение форм и методов общественного контроля и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания:
- сдвинуть акцент в полномочиях и регламентации работы на каждого члена ОНК, а не на комиссии в целом, оставив за ними только координацию деятельности и представления рекомендаций по итогам работы членов ОНК;
- разрешить деятельность членов ОНК одного субъекта РФ в соседних субъектах данного федерального округа, ввести в ФЗ-76 понятие федеральной общественной наблюдательной комиссии с полномочиями, распространяющимися на всю страну в вопросах представления результатов работы членов ОНК разных субъектов РФ и содействия им;
- инициировать создание попечительских советов при отдельных учреждениях мест принудительного содержания из представителей местного сообщества с возможностью их самовыдвижения и назначения выборными органами местного самоуправления.
- Меры по расширению сферы общественного контроля за соблюдением
прав лиц в «закрытых» учреждениях различной подчиненности и требующих межсекторного и межведомственного взаимодействия:
- принятие ГД ФС РФ разработанного в Администрации Президента РФ законопроекта о Федеральной службе пробации с пошаговым введением его в действие в соответствии с предложениями президентского Совета по правам человека;
- способствовать скорейшему принятию ГД ФС РФ разработанных и принятых к рассмотрению органами государственной власти РФ двух законопроектов об общественном контроле за соблюдением прав лиц, содержащихся в детских сиротских учреждениях, и о создании Службы защиты прав пациентов, содержащихся в психиатрических стационарах и психоневрологических интернатах.
- подписание и ратификация Факультативного протокола к Конвенции ООН по предотвращению пыток и жестокого обращения, согласно которому каждое государство-участник создает Национальный превентивный механизм в данной сфере, разработав для его осуществления в России модель формирования и полномочий на основе совместной деятельности общественного контроля в закрытых учреждениях института Уполномоченного по правам человека в РФ с федеральной и региональными ОНК.
В.М. Гефтер