КС запретил уплотнять камеры с осужденными в СИЗО

КС запретил уплотнять камеры с осужденными в СИЗО

222
Осужденные, которых перевели в СИЗО в рамках расследования нового уголовного дела, вправе рассчитывать на те же условия содержания, что положены подозреваемым и обвиняемым.
В апреле 2013 года Максима Пискарева приговорили к пяти с половиной годам колонии строгого режима. Срок заканчивался в апреле 2018 года, но летом 2017 года осужденного перевели в СИЗО № 1 Архангельской области в связи с расследованием нового уголовного дела. В СИЗО было тесно: в камере площадью 40 м² одновременно находилось от 12 до 20 человек.Пискарев пожаловался на условия содержания в суд, но в иске ему отказали. Все инстанции согласились с применением норматива, предусмотренного для исправительных учреждений, ведь Пискарева перевели в следственный изолятор в качестве осужденного. Этот норматив предусматривает всего 2 м² жилой площади на человека.Исчерпав все способы судебной защиты, Пискарев обратился в Конституционный суд, который удовлетворил его жалобу.

В постановлении судьи подчеркнули: уже осужденные не должны находиться в СИЗО в худших условиях, нежели заключенные под стражу подозреваемые и обвиняемые.

К числу условий содержания в камере СИЗО относится норма санитарной площади, напомнил КС: по закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» эта норма определена в размере 4 м² на одного человека. То есть по закону камера на 20 человек должна быть площадью минимум 80 м², но в случае Пискарева и его сокамерников она была вдвое меньше.

«Недопустимо предоставление осужденным к лишению свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии, оставленным в СИЗО или переведенным туда, санитарной площади меньшего размера», — подчеркивает КС.

Судьи признали правоприменительную ошибку в деле заявителя, но не увидели оснований для признания неконституционными нормы УИК, уравнивающей условия нахождения осужденных в СИЗО и в колонии (ч. 3 ст. 77.1 УИК). При этом КС указал: законодатель может предусмотреть более высокие нормативы площади в камере следственного изолятора для случаев, подобных делу заявителя. Если такие изменения невозможны, то законодатель «не лишен возможности» ввести льготный зачет времени содержания в СИЗО осужденных в срок лишения свободы. Никаких конкретных предписаний суд не сделал.

Также КС напомнил о праве осужденных, чьи права на размер жилой площади в СИЗО нарушены, требовать компенсации вреда. С учетом этого дело Пискарева подлежит пересмотру, заключили судьи.

Постановление КС от 22 мая 2023 года № 25-П