Андрей Бабушкин: Радикализм и религиозный экстремизм в местах лишения свободы

Андрей Бабушкин: Радикализм и религиозный экстремизм в местах лишения свободы

977

Конференция о противодействии радикализму и религиозному экстремизму в местах лишения свободы  состоялась в Минюсте России 21 ноября 2013 года.  В ней приняли участие некоторые крупнейшие конфессии России, помощники начальников территориальных органов ФСИН по правам  человека, начальники некоторых СИЗО, заместители  директора ФСИН России. Вёл конференцию генерал Анатолий Анатольевич Рудый, заместитель директора ФСИН России.

Я в своем выступлении на конференции сказал о следующем.

1.Религия позволяет человеку увидеть картину мира и свое место в этом мире.
2. Религиозный радикализм рисует перед человеком искажённую картину мира и , соответственно, искажает роль и значение которую играет сам человек.
3. Вместе с тем большинство верующих считает, что их религия исключительная, самая правильная, самая верная.  Полагаю, что нам надо научиться не скатываться от представлений о духовной исключительности своей веры к представлениям о том, что  представители других религий являются  людьми второго сорта, так как вульгарное понимание особой ценности собственной веры толкает человека к выводу о том, что чужая вера является верой неправильной.
4. При противодействии религиозному радикализму важна роль государства. Нам трудно объяснить молодым мусульманам, что все религии равноправны, когда в Москве на 2 млн. мусульман приходится всего лишь 4 мечети. Дефицит мечетей доставляет неудобство не только верующим, но и жителям окрестных домов, расположенных около мечетей: во время религиозных праздников все дворы домов заполнены машинами. Кто от этого выигрывает? Боюсь, что ни мусульмане, ни жители,  а сторонники радикальных сил. Проведение по пятницам, в священный день мусульман, операции «сигнал», когда задерживается до 1000 мусульман, также вряд ли способствует взаимопониманию. Вылавливание нелегальных мигрантов среди прихожан мечетей также может способствовать возбуждению религиозной вражды.
5. Нахождение в  СИЗО  людей различных вероисповеданий и национальностей, в т.ч. и привлеченных к ответственности за преступления экстремисткой направленности,  вместе с одной камере является эффективной прививкой от радикализма. Мне очень часто, как члену ОНК,  приходилось видеть, что  совместное нахождение в камере таких людей приводит их к удивительному для них прозрению: оказывается люди других национальностей, рас  и религий вовсе  не так сильно отличаются от нас самих.
6. Мне кажется, что у религиозного просвещения должно быть 2, а не одна задача. Первую задачу – донести до человека смысл и основы своего вероучения и истории религии - каждая религия решает достаточно неплохо. Но есть и вторая задача – рассказать о других религиозных, раскрыв то положительное, что есть в этих религиях, о представителях этих религий, внесших выдающийся вклад в мировую и российскую цивилизацию. Одно дело, когда мусульмане хвалят ислам, христиане – христианство, православные староверы – староверие, православные никониане – никонианство и т.д. Другое дело, когда добрые оценки звучат от представителей других религий: в адрес ислама и иудаизма – от христиан,  в адрес иудаизма и христианства – от мусульман, в адрес православия – от католиков, в адрес католицизмам – от  православных, в адрес православных никониан – от  староверов и наоборот.  Для людей важно знать, что то, что нас  объединяет – выше и важнее того, что нас разделяет.
7. При проверке ОНК  соблюдения прав заключенных следует обращать внимание на:
- доступность молитвенных комнат, в т.ч. для верующих мусульман, для всех осужденных данного вероисповедания, а не маленькой группы наиболее активных или наиболее лояльных;
- отсутствие или наличие жалоб на пренебрежительное отношение к чувствам верующих;
- доступ к религиозной литературе на языке оригинала;
- наличие времени на отправление религиозных обрядов в распорядке дня;
- наличие реальной возможности для молитвенного уединения, в т.ч. при  нахождении в камере  СИЗО;
- обеспечение питанием, соответствующим религиозным запретам и правилам;
- выдача иностранным государствам лиц, обвиняемых в преступлениях экстремисткой или радикальной направленности, если есть угроза применения пыток к данным лицам, или привлечение к ответственности не имеет под собой оснований; хочу привести случай, когда лица, арестованные вместе с Фазледдиновым, покончившим в СИЗО № 4 г. Москвы, жизнь самоубийством, формально были Генпрокуратурой освобождены и в их  выдаче Узбекистану было отказано; однако при выходе из СИЗО полиция задержала их на выходе из СИЗО за отсутствие регистрации, после чего они были осуждены к выдворению в Узбекистан уже, как нелегальные мигранты и помещены  в  ЦСИГ – Центр содержания иностранных граждан.
8. В последние годы в  ИК  пришли осужденные неоязычники.  Мы должны научиться работать с этой категорией спецконтингента, так как  при  работе с этими верующими мы не сможем позвонить в местную епархию и попросить направить священника.
9. Отдаленные места отбытия наказания осужденными из СКФО  ослабляет связи с семьями, но при этом укрепляет связи с радикальными религиозными группами, для которых 2 тыс. км не представляет непреодолимого расстояния.
10. Важным  является выявление при поступлении в СИЗО лиц, привлекаемых к ответственности за преступления, связанные  с радикализмом и экстремизмом,  подвергнутых пыткам при задержании и ведении следствия; необходимо обеспечить направление данной информации в прокуратуру и органы СК РФ, отслеживание судьбы этой информации. Если эти люди становятся жертвами  пыток и жестокого обращения, это только укрепляет радикальные взгляды. 
11. Необходимо обеспечить более активное посещение мусульманскими священнослужителями ЦСИГ (Центра содержания иностранных граждан).
12. Образование сотрудников  УИС в части противодействия экстремизму должно включать в себя:
- умение рассказать  осужденным о положительных сторонах    и аспектах каждой из религий;
- умение отличать традиционное вероучение от его радикальной интерпретации;
- знание о том, как действовать  и к кому обратиться за помощью в случае, если  придется иметь дело со сторонником радикальной или экстремисткой версии религиозного вероучения; 
- понимание того, что  религиозную установку нельзя победить или изменить при помощи камер ШИЗО и ПКТ.
Андрей Бабушкин

http://an-babushkin.livejournal.com/77122.html