Корниенко избавит ФСИН от наследия Реймера на Урале

Корниенко избавит ФСИН от наследия Реймера на Урале

960

С региональных руководителей ведомства спросят за три года хозяйственной деятельности.

Президент Владимир Путин на третьем году работы уволил директора Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Александра Реймера. Одним из факторов, приблизивших отставку, считается беспрецедентный случай массовых беспорядков в копейской колонии №1 в Челябинской области. После назначения нового руководителя эксперты и правозащитники ожидают полномасштабных чисток в региональных подразделениях ведомства. Известно, что господин Реймер три года назад, начиная в дальнейшем безрезультатное реформирование пенитенциарной системы, расставил повсюду близких к себе людей.

Новым директором ФСИН стал Геннадий Корниенко, выходец из ФСО, экс-руководитель Государственной фельдъегерской службы. Таким образом, как и в случае с господином Реймером, руководство страны делает ставку на человека «не из системы», способного «на свежий взгляд». Предыдущего руководителя ФСИН получила из офицерского состава МВД России. Генерал-полковник внутренней службы Александр Реймер в 2009 году, получив повышение в должности начальника ГУВД Самарской области, анонсировал многочисленные ведомственные реформы, обещающие навести порядок в самом закрытом органе Минюста России. Вместе с тем за неполные три года работы, по мнению экспертов, силовик запомнился крупнейшими инцидентами с заключенными в системе ФСИН и коррупционными скандалами с участием надзирателей.

Так, 31 мая 2008 года челябинская ФСИН сообщила, что на территории колонии №1 в Копейске осужденные напали на представителей администрации, в ответ охраной были применены спецсредства. Позже четверо потерпевших зэков скончались. В ходе расследования выяснилось, что сотрудники колонии, в том числе руководство в лице генерала Владимира Жидкова и его заместителей, инсценировали беспорядки, чтобы скрыть факты насилия над заключенными. Основные следственные действия и суд проходили уже при Александре Реймере на посту директора ФСИН. В результате суд приговорил 8 сотрудников ведомства к реальным срокам, а руководители колонии после политического вмешательства отделались условным наказанием. В середине февраля 2012 года Владимир Жидков скончался в больнице Копейска после продолжительной болезни.

1 октября 2010 года ГУФСИН по Свердловской области возглавил Сергей Худорожков. Правозащитники считают это назначение прямым следствием близости последнего к Александру Реймеру. Переехал господин Худорожков на Средний Урал из Санкт-Петербурга, где руководил знаменитым следственным изолятором №1 «Кресты».

«В то время изолятор был завален сотовыми телефонами, наркотиками, спиртным. Подследственные друг к другу ходили в гости через отверстия в стенах – так называемые «кабуры». В СИЗО был известный «черный ход», когда все вопросы решали подследственные, а не администрация, никакого режима содержания осужденными не соблюдалось. Были показательные камеры, в которые водили различные комиссии, а реальную картину в СИЗО не показывали. Без ведома Худорожкова это, скорее всего, было бы невозможно», – рассказывал «Правде УРФО» питерский правозащитник.

Во время руководства «Крестами» Сергеем Худорожковым, а также его начальником ГУФСИН по Петербургу и Ленобласти Владимиром Маленчуком изолятор сотрясали бунты подследственных и скандалы. Впоследствии свердловский надзиратель сменил своего шефа на должности директора регионального управления федеральной службы. Питерские СМИ сообщали, как в 2009 году Маленчук заключил договор соцнайма о «бессрочном владении и пользовании» 3-комнатной квартирой в Василеостровском районе, в доме на улице Беринга. Второй стороной выступил его заместитель Худорожков. После отставки в 2010 году Маленчук не стал съезжать с квартиры. В дальнейшем Коллегия Президиума Петербургского городского суда признала эту сделку ничтожной и предписала Маленчука выселить, в том числе вследствие того, что Худорожков не имел законных оснований заключать ее.

После приезда в Екатеринбург господин Худорожков активно включился в деятельность управления. Особый интерес, по всей видимости, составляли хозяйственные дела подведомственных учреждений. По данным источников интернет-газеты «Правда УРФО», фактически первым решением нового руководителя стала закупка картофеля через ГУП ИК-13 в Нижнем Тагиле.

«Никакой сельскохозяйственной деятельности данный ГУП не ведет и тем более никакой картофель не выращивал. Схема выглядела следующим образом: ГУФСИН в лице Худорожкова заключило контракт с КП-45 из поселка Восточный Камышловского района. Колонию обязали заключить договор с ГУП ИК-13, в обход 94-ФЗ, на поставку трех тысяч тонн картофеля для нужд ГУФСИН. ГУП, соответственно, заключило договор с фирмой некого бизнесмена по имени Эдик: она-то и поставляла овощи в колонии. Сумма контрактов составила более 50 000 000 рублей. Картофель не довезли практически в каждую колонию. Это легко проверить: нужно опросить сотрудников колоний, ответственных за данную работу?» – делится подробностями источник издания в ГУФСИН.

На аукционе, по его данным, собирались участвовать «несколько крупных компаний из Свердловской и Тюменской областей», что привело бы к снижению цены.

«Худорожков рассказывал, что задача собрать деньги ему якобы поставлена Реймером, сумма очень большая, и он до ноября 2011 года должен ее частями привезти, чтобы уже в декабре, наверное, получить генерала. При этом ему заместители говорили, что с данным ГУПом нельзя заключать такой контракт, так как он не производитель. ФСИН разрешает заключать прямые внутрисистемные контракты, без проведения аукционов, в случае если ГУП сам производит данную продукцию, все остальное нарушение закона», – подсказывает источник издания.

Кроме того, сотрудник ведомства по Свердловской области рассказал «Правде УРФО», как в феврале 2011 года на территории ОИК-4 в поселке Сосьва было обнаружено складирование рельсов вагильской узкоколейки, которая стояла на балансе ИК-14 в поселке Пуксинка. Возможно, что именно по указанию господина Худорожкова их вывезли на территорию ИК-18.

«В это время шла и идет обычно активная фаза вывозки леса с делянок. В результате все было сорвано. Около 20 000 кубических метров леса в хлыстах осталось в лесу. Тем самым был не выполнен план поставленный ФСИН России по вывозке и, соответственно, дальнейшей реализации продукции. Возникает вопрос: а куда деть затраты на заготовку брошеного леса? Начальник ОИК-4 Овсепян пытался донести до Худорожкова, что так делать нельзя, что это нецелевое использование бюджетных средств, но реакции не последовало», – говорит источник «Правды УРФО».

Урегулировать конфликт Сергей Худорожков отправил в Москву своих сотрудников. В столице ФСИН России согласовала списание и разрешила реализацию только в части покрытия затрат на логистику (рельсы вывозили лесовозами за счет бюджетного ГСМ). Впрочем, по словам источника издания в силовых органах, «… Худорожков приказал продать все рельсы и, наверняка, нарушил указание вышестоящего начальства, потом на них объявили аукцион, и его выиграла фирма, предложившая наименьшую цену за тонну – 8300 рублей, которая, по некоторым небеспочвенным домыслам, была аффилирована с Худорожковым», – рассказывает собеседник издния в силовых структурах.

Правозащитники отмечают, что в колонии области Сергей Худорожков практически не ездит. Редкие визиты обычно проходят по одному и тому же сценарию.

«Например, уезжает в Тавду, где находятся ИК-19, 24, 26 и ОБ-20, в пятницу. Там отправляется на рыбалку, возвращается в понедельник, заезжает в две колонии и уезжает в Екатеринбург. Есть колонии, где Худорожков не был ни разу или где был один раз. Сейчас в колониях начинается бардак, осужденные – сами по себе, сотрудники решают свои вопросы. Начинает увеличиваться количество колоний, где пропагандируются «воровские традиции», можно догадываться, что больше стало наркотиков, спиртного, сотовой связи», – подводят итоги работы Худорожкова правозащитники, беседовавшие с «Правдой УРФО».

Напомним, 3 мая в Екатеринбурге прошел митинг за отставку начальника ГУФСИН по Свердловской области. Правозащитники протестовали против тюремных условий в ряде колоний и требовали увольнения Худорожкова.

Сотрудники ГУФСИН по Свердловской области в беседе с обозревателем «Правды УРФО» отметили, что, помимо явных коммерческих действий их руководителя, за последние три года кардинально пострадала репутация ведомства. Кроме того, растет недокомплект личного состава. По словам сотрудников ГУФСИН, он составляет 11–13%, «хотя в отчетах указывают, что 7–8%». «Во ФСИН он докладывает, что наводит порядок, хотя ни одного начальника колонии он не уволил, ни одного сотрудника по его инициативе не убрали. Те, кто увольняются, делают это сами, потому что не могут служить, когда методично УИС Свердловской области разваливают», – добавляют свердловские надзиратели.

По данным источников «Правды УРФО», после назначения нового директора ФСИН будет проведена проверка эффективности и чистоплотности деятельности руководящего состава, в том числе и начальников региональных ведомств. Отметим, что редакция ранее направляла запрос в СУ СК по Свердловской области с просьбой проверить как указанные в материале сведения, так и другие имеющиеся в распоряжении «Правды УРФО» данные о работе господина Худорожкова. Известно, что ведомство передало запрос в службу собственной безопасности ФСИН России. О результатах проверки в течение трех месяцев редакция так и не была поставлена в известность. По мнению источников в минюсте, СКР по Свердловской области попросту не стал обременять себя заботами, а собственная безопасность ФСИН контролировалась все тем же Реймером, поэтому, по мнению источника, «… даже к формальным действиям в отношении Худорожкова это привести не могло по определению».

«Правда УРФО» намерена повторно отправить аналогичный запрос уже в адрес нового директора ФСИН Геннадия Корниенко с просьбой дать оценку не только деятельности Худорожкова, но и действиям СБ ФСИН.

«Правда УРФО» продолжит следить за развитием событий.

 

Источник: pravdaurfo.ru